Как прошли Мастер-классы, объединенные темой «Гибридные проекты»

Главное о проектах, связанных с исследованием предпринимателей, финансовой культуры и практик заботы о здоровье

qr-code
Как прошли Мастер-классы, объединенные темой «Гибридные проекты»

Учебный день начался с пары Мастер-классов, которые провели руководитель отдела «Социология экономической культуры» Юлия Дормидонтова и ведущий специалист отдела Анастасия Поникаровская. В ходе первого они рассказали о совместном проекте ФОМа, Сбера и Минэкономразвития «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ). Он пришел на смену Глобальному мониторингу предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitoring, GEM) – международному исследованию, которое проводилось в России с 2006 года. В 2022 году наша страна перестала участвовать в нем, но интерес к предпринимательской деятельности остался, правда, немного видоизмененный. По словам Юлии Дормидонтовой, тогда пропала необходимость в страновых сравнениях, зато возникла потребность в более регулярном исследовании внутри страны, которое позволило бы более оперативно реагировать на вызванную ужесточением западных санкций ситуацию.

К преимуществам ПРИМа, который проводится с осени 2022 года, относятся фокус на личности предпринимателя, а не на его компании, регулярность опросов, их репрезентативность и широкий круг исследовательских тем (изучается не только бизнес, но и те, кто может к нему примкнуть, например самозанятые, а также предпринимательская атмосфера в обществе). Юлия Дормидонтова отметила, что в рамках ПРИМа опрашиваются три категории респондентов: предприниматели, самозанятые (раз в квартал) и население в возрасте 18–65 лет (раз в год). Она подробно рассказала о вопросах, которые задаются предпринимателям, – не только непосредственно о бизнесе, влиянии санкций и стратегиях выживания или развития, но и о потребности в обучении, применении искусственного интеллекта или даже о личном, например о счастье и поддержке семьи. А Анастасия Поникаровская рассказала, о чем спрашивают самозанятых – например, о стабильности дохода, повышении цен на свои услуги и желании заняться бизнесом.

«Основная цель проекта – донести голоса предпринимателей до основных стейкхолдеров: государства, экспертов, до тех, кто заинтересован в судьбе малого бизнеса. Для этого надо понимать предпринимателей как людей, так мы сможем реагировать на изменение ситуации, запросов, на новые потребности предпринимателей».

Юлия Дормидонтова, руководитель отдела «Социология экономической культуры»

Далее Мастера рассказали о проектах на тему финансовой культуры, которую ФОМ исследует с 2007 года. Подробно они остановились на двух больших проектах, которые реализуются по заказу Банка России. Первый проект – «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения». Этот уникальный для российского исследовательского рынка проект существует с 2009 года. За это время было проведено более 135 волн опросов, опрошены около 270 тысяч респондентов. По словам Юлии Дормидонтовой, полученные в результате социологического мониторинга данные помогают Центробанку изучать инфляционные ожидания населения, которые он использует в денежно-кредитной политике. Второй проект – «Оценка уровня финансовой грамотности населения РФ». Анастасия Поникаровская рассказала о методике измерения финансовой грамотности с учетом российской специфики.

В своем Мастер-классе президент ФОМа Александр Ослон рассказал об эпохе гибридных проектов. Они содержат четыре компонента: исследования, обширные коммуникации, события, которые являются поводами для коммуникаций, а также социальные действия.

«Гибридные проекты – гораздо интереснее, чем просто исследования. Исследования – это наука, научно обоснованная работа. Но, честно сказать, это скучновато. Без коммуникаций, ивентов и социальных действий жизнь однобокая».

Александр Ослон, президент ФОМа

Эпоха гибридных проектов началась в 2015 году с проекта «Фабрика здоровья», который реализовывался совместно с Минздравом. На платформе «КраудСпейс» 6000 участников делились идеями, опытом и рассказами обо всем, что касалось здоровья. В 2017 году появился Проект «Здрав.ФОМ: Удивительное здравоохранение», уникальность которого заключалась в использовании технологии machine learning. Социологи ФОМа выделили группу людей, озабоченных проблематикой здравоохранения, а затем нашли их в базе партнера Проекта – Mail.ru, которая на тот момент включала 60 млн человек. Среди них выделили по определенным правилам около 12 млн человек, которым при помощи таргетирования предлагали соответствующие их интересам материалы на тему здравоохранения. Материалы об удивительном, что происходило в российском здравоохранении, размещались – коллекционировались – на сайте Проекта. Знаковым этапом Проекта стал форум «Удивительное в российском здравоохранении», который прошел в феврале 2018 года в МИА «Россия сегодня». На мероприятии присутствовали тогдашний министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, академики, представители бизнеса. В холле была организована выставка удивительных экспонатов: говорящие роботы и роботы, помогающие проводить операции, напечатанные на 3D-принтере кости. По словам Александра Ослона, все участники форума говорили об удивительном – они заразились идеей собирать удивительное и рассказывать об этом.

Этот Проект длился почти два года и перерос в еще более обширный и фундаментальный гибридный Проект «Забота о Здоровье». Он был посвящен формированию культуры заботы о здоровье (именно она влияет на образ жизни людей и ведет к укреплению здоровья), то есть соответствующей установки в обществе. А для этого нужны были коммуникации, воздействующие на группы дефицита ЗоЗ-Культуры и тем самым обеспечивающие необходимый сдвиг. В рамках этого Проекта в марте 2019 года было проведено заседание «Клуба ЗоЗ», на котором собрались представители Минздрава, медицинского сообщества и бизнеса, а в ноябре был организован форум «Общественный Иммунитет». Грандиозные планы по развитию Проекта в марте 2020 года нарушила пандемия.

В обществе возник стресс, тотальное потрясение, которое Александр Ослон сравнил с шоком 1992 года, когда правительство отпустило цены. А в ФОМе появился Проект «коронаФОМ: Социология пандемии». Мастер подробно рассказал о его направлениях этого Проекта, опросах, а также некоторых продуктах. Важнейшими из них являлись мараФОМ – цикл гибридных мероприятий, в ходе которых социологи ФОМа еженедельно в течение двух месяцев делились результатами своей работы с экспертами, и серия книг «Социология пандемии».

«Мы выпустили шесть самых красивых, самых толстых, самых приятных на ощупь книг о Проекте. Они содержат не только тексты, графики, картинки и поля для пометок, но и море QR-кодов. Можно погрузиться в наши базы данных – для людей любопытствующих, специалистов и прилежных студентов, там найдется много интересного».

Александр Ослон, президент ФОМа

Отдельно Мастер отметил проект «Музей ПандемиС» – сайт, на котором социологи ФОМа коллекционировали виральные тексты и ролики, рассказывающие о том, как общество переживало пандемию. «Зашел по старой памяти и не смог оторваться – смотрел видео, на которых музыканты, стендаперы шутили на тему того, что тогда происходило», – признался Александр Ослон.

Последний Мастер-класс, посвященный изучению ментального здоровья, провела управляющий директор ФОМа Лариса Паутова. Часть своего доклада она посвятила поиску темы для исследования, потому что «это сложнее, чем найти спутника жизни». Мастер упомянула схему научного творчества по Бонифатию Кедрову. Его подход заключается в том, чтобы найти трамплин – например, случайное событие, которое поможет преодолеть барьер при решении творческой задачи. Лариса Паутова вспомнила, что, когда она много лет назад пришла в ФОМ, тема здоровья была на периферии – изучали политику, экономику, реже – бизнес и молодежь. Но в какой-то момент все изменилось: вдруг на самом высоком уровне заговорили о здоровье, о стрессе – и многочисленные проекты, о которых рассказал Александр Ослон, являются подтверждением актуальности темы. Ну а трамплином послужили недавние свидания с коллегами, которые в беседах с Ларисой Паутовой тоже вдруг затрагивали темы ментального здоровья и стресса. Так Мастер, по ее словам, поняла, что это тренд.

В ходе своего выступления она показала данные, которые свидетельствуют о тревожном настроении в обществе, а также отметила тенденцию на обращение к психологам и психотерапевтам. Все это, по мнению Ларисы Паутовой, подчеркивает актуальность темы заботы о ментальном здоровье и борьбы со стрессом. И в этом плане самым слабым звеном являются предприниматели. Ведь, как считает Мастер, о студентах заботится вуз, о сотрудниках – ответственный работодатель, который озабочен ментальным состоянием персонала, а вот предпринимателям помочь некому. Именно поэтому, по словам Ларисы Паутовой, ФОМ планирует исследовать ментальное здоровье представителей малого бизнеса, а уж когда данные будут собраны – перейти к практикам, которые помогают людям справляться со стрессом.

Михаил Володин
© 2024 ФОМ