ФОМ-Мастерская открылась впечатляющей ФОМ-Конференцией

Президент ФОМа Александр Ослон рассказал студентам «Шанинки» о компании и поделился яркими моментами из жизни ФОМа

qr-code
ФОМ-Мастерская открылась впечатляющей ФОМ-Конференцией

ФОМ-Мастерская – совместный Проект Фонда Общественное Мнение и Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинки»), в рамках которого студенты вуза могут посетить учебно-практический предмет ФОМоведение.

Проект открылся ФОМ-Конференцией, которая прошла 16 и 17 марта в офисе ФОМа и собрала около 40 молодых социологов.

Первый день ФОМ-Конференции начался с экскурсии. Руководитель группы «Организация опросов качественными методами» Лейла Васильева, которая также преподает в «Шанинке», познакомила студентов с офисом ФОМа. А потом у них были «две пары» у президента компании Александра Ослона.

В самом начале лекции он заявил, что ФОМу нужны «молодые мозги» – новые сотрудники, коллеги, друзья, соавторы, собеседники, ради этого и задумана ФОМ-Мастерская. А ФОМ-Конференция организована для того, чтобы студенты «Шанинки» получили впечатления, прикипели к ФОМу и захотели записаться на Мастер-классы, а по их окончании стать ФОМ-Учениками и работать с ФОМ-Мастерами.

1/4

В лекции «Что такое ФОМ?» Александр Ослон рассказал о появлении в стране института общественного мнения, создании ФОМа и его 30-летней истории, а также о ФОМ-Истоках. Истоками президент ФОМа назвал пять выдающихся социологов: Владимира Шляпентоха, Татьяну Заславскую, Бориса Грушина, Юрия Леваду и Бориса Докторова, каждому из которых он посвятил теплое воспоминание.

1/3

Свой исторический экскурс Александр Ослон разбил на четырехлетние периоды, охарактеризовал их метафорами, отражающими личное восприятие каждой эпохи, и связал с опросами. Повествование президент ФОМа украшал любопытными фактами и удивительными историями.

Александр Ослон начал с конца 1980-х, когда зарождающаяся в стране демократия сломала привычные институты и разобщила людей. Тогда же стали возникать новые институты, одним из которых было общественное мнение. По его словам, уже сам факт присутствия в повестке общественного мнения являлся в демократическом обществе скрепляющим. В конце 1987 года Политбюро ЦК КПСС под руководством генерального секретаря Михаила Горбачева приняло решение о создании Всесоюзного центра изучения общественного мнения. Организацию возглавила академик Татьяна Заславская. Александр Ослон рассказал, что ее пресс-конференция в Колонном зале Дома союзов в марте 1988 года, сообщающая миру о ВЦИОМе, собрала всех корреспондентов и камеры средств массовой информации, которые были в Москве. Новость разлетелась по всему миру, это была сенсация, по своему масштабу сравнимая с падением Берлинской стены. Как метко описал президента ФОМа, мир вздрогнул от того, что в Советском Союзе появился институт, изучающий общественное мнение. А потом началась работа. Это был уникальный процесс, ведь про советских людей было ничего не известно. Здесь Александр Ослон привел красочную зарисовку:

«Первый опрос мы проводили в «Литературной газете», тираж которой был 5 млн. Это немного – у «Известий» было 18 млн, у «Комсомолки» – 22 млн. Во весь разворот была анкета. Мы много спорили о том, сколько в редакцию поступит ответов. Говорили про 2 тыс. Оптимисты называли 8 тыс. Борис Андреевич Грушин со свойственной ему эмоциональностью кричал: «Вы не знаете наших людей – будет 15, а то и 20 тыс.!» Пришло 120 тыс. Заполненные анкеты лежали в мешках. Выборку делали очень просто – человек с самой длинной рукой опускал ее на случайную глубину в случайный мешок. Так мы выбрали 1 тыс. анкет и потом их обработали».

А в 1992 году случился «развод», исход части команды из ВЦИОМа, в результате которого образовался ФОМ. Молодая организация стала изучать новое общество и поведение людей, которые учились новым для себя вещам из рекламы.

Период с 1996 года, когда встал вопрос о президентских выборах, президент ФОМа тесно связал с политикой. Тогда он был членом группы, которая занималась предвыборной кампанией Бориса Ельцина, а результаты опросов помогли политтехнологам избежать поражения. Дело в том, что они не придавали должного значения низким рейтингам своего патрона, считали, что народ его на самом деле любит, просто не признается в этом. Результаты исследования с ответами респондентов произвели эффект холодного душа – политтехнологи приняли решение, что Борис Ельцин должен стать другим. По словам Александра Ослона, российский президент действительно начал вести себя на публике иначе, и новая роль ему явно понравилась. Тогда всем стала очевидна ценность опросов.

Рассказывая о начале нулевых, Александр Ослон сравнил ФОМ с прибором, который измерял политическое поле. У страны появился новый президент – Владимир Путин, и ФОМ готовил для руководства «метеосводки», рассказывающие не только о политике, но и о жизни населения. Тогда появился бюллетень «Доминанты», который выходит до сих пор. В середине нулевых стали появляться национальные проекты, и ФОМ начал вести социальную экспертизу, обеспечивающую эти проекты информацией о людях, для которых они делались. Начался опрос «ГеоРейтинг». ФОМ рассказывал верхам о низах. А конец нулевых был для ФОМа периодом самоопределения. По словам Александра Ослона, было принято решение, что ФОМ – это бизнес-организация, компания занялась инновациями и вышла на рынок.

Одной из таких инноваций оказался краудсорсинг. Идея организовать случайных людей, которые не отвечают на вопросы, а думают над проблемой и предлагают решения, очень вдохновляла президента ФОМа. Он называл краудсорсинг активной социологией и увлек им Германа Грефа, председателя правления Сбербанка.

«О краудсорсинге я рассказал Грефу весной 2011 года. Он дико заинтересовался. А в ноябре праздновалось 170-летие Сбербанка, и все это торжество было посвящено краудсорсингу. Мы в течение нескольких месяцев проводили опросы, запускали новые компьютерные платформы на тему будущего Сбербанка. Уже пытались эти технологии применять. И 11 ноября 2011 года Путин, который присутствовал на празднестве Сбербанка, произнес это слово – краудсорсинг. Так оно вышло в язык».

Александр Ослон рассказал о собственной краудсорсинговой платформе ФОМа, «КраудСпейс», которая появилась в 2014 году, и реализованных на ней уникальных проектах. Некоторые, например «Деловая книга года в России», проводятся до сих пор. По словам президента ФОМа, в первой половине 2010-х компания занималась социальной инженерией – делала проекты, призванные влиять на общество через идеи, идущие от людей. А во второй – проектами, нацеленным на изменение в обществе социальных установок, в частности на Заботу о Здоровье, при помощи энтузиастов, обладающих навыками убеждения. Но им требовались идейные вдохновители. Тогда же возник Клуб Заботы о Здоровье, который объединил влиятельных людей из сферы здравоохранения, включая Веронику Скворцову, которая в то время была министром здравоохранения РФ. Как сказал Александр Ослон, уровень энтузиазма и интереса к проекту был фантастический.

А в 2020-х начались всем известные потрясения, и ФОМ занялся описанием, наблюдением и фиксацией того, что происходит. Результатами этой работы являются Проект коронаФОМ и закрытый (полученные данные распространяются среди подписчиков) Проект турбоЗонд, изучающий последствия новой, вызванной началом СВО и западными санкциями турбоРеальности.

1/3

В завершение своего рассказа Александр Ослон ответил на вопросы студентов и пригласил всех записываться на курс ФОМоведения.

Рассказ о втором дне ФОМ-Конференции, во время которого директора департаментов ФОМа рассказали о своих подразделениях, – в следующем материале.

Презентация Александра Ослона «Что такое ФОМ?»

Читать презентацию
Михаил Володин
© 2024 ФОМ