Директора департаментов ФОМа – о работе своих подразделений

Во второй день ФОМ-Конференции руководители департаментов познакомили студентов «Шанинки» с ФОМ-Организацией

qr-code
Директора департаментов ФОМа – о работе своих подразделений

Директор Департамента координации работ Татьяна Золотухина работает в ФОМе уже 12 лет. Она пришла в компанию на практику и «осталась навсегда», а потому заверила студентов, что и у них есть шанс «проникнуть в большую дружную семью ФОМа». После Татьяна Золотухина коротко рассказала об организационной структуре компании и подробно остановилась на работе вверенного ей департамента.

Она показала линейную структуру исследовательского цикла и рассказала о взаимодействии Департамента координации работ с коллегами в ходе реализации исследовательских проектов. Особое внимание Татьяна Золотухина уделила нюансам коммуникации с заказчиками. По ее словам, довольно часто возникают ситуации, когда поначалу кажется, что заказчик точно знает, чего он хочет, и его замысел довольно легко воплотить в концепцию, однако уже на этапе обсуждения исследования возникают сложности. Большинство из них решаются в процессе коммуникации – и Татьяна Золотухина объяснила, как. Иногда ФОМ отказывается от реализации проектов – директор ДКР привела примеры и таких случаев. В конце своего выступления она представила несколько любопытных проектов – в частности, по изучению значения сна в жизни россиян, а также отношения локальных сообществ, включая коренных малочисленных народов Севера, к реализации проекта «Северный морской путь».

1/2

«У меня совершенно нет опыта публичных выступлений. Я последний раз выступала публично, когда училась в магистратуре. Мне приходилось проводить лекции и семинары, а однажды я ездила в Саратов на конференцию, где рассказывала про взаимодействие социологов и журналистов. Но это было давно, и формат выступлений был другой. Сегодня я немного волновалась, но могу себя похвалить за то, что не отступила от сценария. Впереди еще Мастер-классы – вдруг еще втянусь и пойду преподавать».

Татьяна Золотухина, директор Департамента координации работ

Презентация Татьяны Золотухиной о Департаменте координации работ

Читать презентацию

__________

Директор Департамента опросов населения Алексей Чуриков, который работает в ФОМе уже 30 лет, рассказал, какие типы опросов проводит компания с точки зрения выборки и методики. Среди них – опросы f2f по месту жительства (ФОМ проводит их регулярно и больше, чем кто-либо еще в стране), телефонные опросы по случайным телефонным номерам, опросы по базе согласившихся, лонгитюды и экзитполы.

Алексей Чуриков привел впечатляющие цифры: в 2022 году ФОМ провел 483 опроса, в ходе которых опросил 454 225 респондентов. А после объяснил, как относительно небольшая команда справляется с таким количеством исследований. ФОМ – это фабрика опросов, в которой они поставлены на конвейер, и бесперебойное функционирование компании держится на хорошо отработанной технологической цепочке. В ней пять этапов:

Концепция – Инструментарий – Поле – Обработка и анализ – Результат

Для того чтобы эта цепочка быстро, успешно и корректно работала, важно обеспечить правильные технологические переходы от этапа к этапу. Также директор ДОН рассказал, как из опросника делается форматированная анкета, как она программируется и как обрабатываются полученные ответы респондентов. На каждом из этапов возможны ошибки из-за пресловутого человеческого фактора, и Алексей Чуриков подробно разъяснил, какие технологии помогли минимизировать риски появления неточностей.

1/2

В завершение лекции директор Департамента опросов населения привел еще одну впечатляющую статистику: из 13 сотрудников подразделения шестеро работают в ФОМе с момента его основания, еще трое – более 20 лет. Он отметил, что за столь долгое время все они стали одной большой семьей – вместе не только работали, но и отдыхали, наблюдали, как друг у друга растут дети, а потом – внуки. В этот трогательный момент где-то в зале пошутила ведущий специалист группы домоФОМ Найля Абдулхаерова: «Приходите к нам, и мы вырастим ваших детей». Студенты расхохотались.

«Честно говоря, когда стоишь и смотришь в зал, то очень трудно понять, как тебя воспринимают. Но такое ощущение, что здесь собрались люди воспитанные. Когда я читаю курс в «Вышке», там многие откровенно занимаются своими делами. На будущем Мастер-классе я расскажу о выборке. Конечно, за 45 минут всего не расскажешь, но я надеюсь включить какие-то варианты и вопросы, которые будут интересны и полезны студентам».

Алексей Чуриков, директор Департамента опросов населения

Презентация Алексея Чурикова о Департаменте опросов населения

Читать презентацию

__________

Продолжила тему опросов директор Департамента сбора данных Екатерина Седых. В ее подразделении трудятся 40 человек, которые в составе восьми групп занимаются организацией проведения опросов, качественных и панельных исследований, а также контроля качества, взаимодействуют с полевыми менеджерами, звонковыми центрами и партнерами. На сегодняшний день у ФОМа – сеть из 80 региональных партнеров, которые работают в 85 субъектах страны.

Екатерина Седых рассказала о регулярных опросах, которые проводятся с региональными партнерами. Это еженедельная «Пента» – пятидневные опросы, на основе которых готовится бюллетень «Доминанты», а также ежемесячное исследование «Финансовое поведение» по заказу Центробанка. Отдельно директор ДСД остановилась на проекте мегаФОМ, который проводится весной и осенью и загружает разом всю региональную сеть – команды одновременно оправляются в поле и в течение трех-четырех недель проводят опрос. Полученные данные обрабатываются разом – готовятся таблицы по каждому субъекту в частности и стране в целом, и это очень напряженная и ответственная работа. Потому что, если в одном из регионов произойдет сбой, это скажется на сроках и качестве всего проекта.

«Рефлексия, о которой говорил Александр Анатольевич, – это стимул, придавший уверенность в подготовке к этому публичному мероприятию. Все-таки давно не было такого опыта. Было приятно, что студенты слушали. Мне показалось, что у большинства из них нет этой современной манеры слушать и одновременно что-то смотреть в телефоне и вообще они заинтересованы в том, чтобы узнать о ФОМе. Сегодня я постаралась подробно рассказать о департаменте, а на Мастер-классах будет больше деталей по отдельным направлениям работ».

Екатерина Седых, директор Департамента сбора данных

Презентация Екатерины Седых о Департаменте сбора данных

Читать презентацию

__________

Директор Департамента общественных коммуникаций Андрей Зорин сразу же обратился к залу. Он привел радикальный тезис немецкого социолога и создателя оригинальной теории общества Никласа Лумана о том, что общество состоит из одних только коммуникаций, а затем спросил, с кем же, по мнению слушателей, коммуницирует ФОМ. Выслушав ответы про заказчика, медиа и даже органы власти, для которых результаты исследований ФОМа могут быть важным фактором при принятии решений, Андрей Зорин рассказал о ФОМ-Облаке. Это представители всех целевых аудиторий, которые знают о ФОМе, относятся к нему без предубеждений и интересуются его деятельностью. Директор ДОК выразил надежду, что скоро в ФОМ-Облаке появятся и многие из присутствующих в зале.

1/3

Затем Андрей Зорин рассказал о том, что создает Департамент общественных коммуникаций: сайтах, книгах и событиях. Показал Галерею сайтов, где представлены все активные и завершенные сайты ФОМа, а также лендинги. В качестве знаковых событий он привел серию мероприятий мараФОМа, в рамках которых экспертному сообществу были презентованы результаты Проекта коронаФОМ, Всероссийский форум «Общественный иммунитет», который собрал в «Президент-отеле» несколько сотен крупных руководителей, владельцев фармацевтических компаний и ключевых экспертов в сфере здравоохранения, а также собрание Клуба Заботы о Здоровье, на котором присутствовала тогдашний министр здравоохранения Вероника Скворцова. Но особое внимание директор ДОК уделил книгам. Он показал впечатляющий список изданных ФОМом с 2001 года книг (все они доступны слушателям для скачивания), среди которых – методические пособия, обязательные к прочтению всем, кто развивается в социологии, переводы важнейших западных работ, а также серия книг «Социология пандемии». Продемонстрировав одну из них, Андрей Зорин отметил, что для ФОМа принципиально важна упаковка продукта – здесь не считают, что «если книга умная, то она может быть скучной». И добавил, что на последней странице в списке работавших над этим изданием – примерно половина сотрудников ФОМа. Так что если кому-то захочется получить «свои 15 минут славы», то в ФОМе это вполне возможно – было бы желание писать и рассказывать о результатах своего труда.

«Это было прикольно. Последний раз я выступал для студентов в конце 1990-х, когда на Физтехе вел семинары и читал лекции. И с тех пор никаких выступлений у меня не было. Поэтому для меня это было воспоминание из позапрошлой жизни. Мне понравилось. Надеюсь, и студентам было по крайней мере интересно. И я очень надеюсь, что кто-то из этих ребят к нам придет».

Андрей Зорин, директор Департамента общественных коммуникаций

Презентация Андрея Зорина о Департаменте общественных коммуникаций

Читать презентацию

__________

В завершение второго дня ФОМ-Конференции слушателям были представлены ФОМ-Мастера. Мастер-классы начались 24 марта и продлятся до 16 июня, после чего слушатели смогут стать ФОМ-Учениками и поступить на практику к ФОМ-Мастерам.

Михаил Володин
© 2024 ФОМ