«Хотелось бы, чтобы голоса предпринимателей услышала максимально широкая аудитория»

Юлия Дормидонтова – о реорганизации отдела, изменениях в его работе и продвижении проектов

Твое назначение руководителем отдела «Социология экономической культуры» совпадает с реорганизацией группы «Финансовое поведение». Что влекут за собой эти изменения? 

Начну с того, что мы перешли из Департамента опросов населения в Департамент координации работ. Думаю, что мы хорошо сработаемся с его руководителем Татьяной Золотухиной. Для этого есть все основания. Что касается содержательной части, создание нашего отдела «Социология экономической культуры» на самом деле уже какое-то время назревало. Тематика исследований группы «Финансовое поведение» за последний год расширилась и вышла за пределы финансового поведения населения. Новое название нам дал президент ФОМа Александр Анатольевич Ослон. Экономическая культура – понятие достаточно широкое и может включать в себя самые разнообразные темы, касающиеся экономической жизни населения. Это понятие частично отражает то, чем наш отдел занимается уже сейчас. У нас есть два ключевых регулярных проекта: «Инфляционные ожидания», который идет уже далеко не первый год и как раз включает в себя темы финансового поведения населения, и «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ), касающийся предпринимательской деятельности в ее разных проявлениях. В перспективе планируется расширение тематики. На данный момент мы находимся в поиске ведущего специалиста в группу, который сможет взять на себя функционал, которым раньше занималась я, и планируем искать еще одного специалиста на начальную позицию. Надеемся, что в таком составе мы сможем заниматься большим количеством исследований и участвовать в привлечении новых клиентов.  

Однако на таком раннем этапе существования отдела я пока не хотела бы обсуждать конкретные шаги в направлении поиска заказчиков. Думаю, что разрабатывать подход мы в любом случае будем совместно с руководителями Департаментов общественных коммуникаций и координации работ – Андреем Зориным и Татьяной Золотухиной. И, разумеется, при участии Александра Анатольевича. На мой взгляд, привлечение заказчиков – это системная работа, которой ни один отдел не может заниматься сам по себе. Тем более что, хотя у меня и есть маркетинговое образование «Вышки», основной мой профессиональный опыт все-таки в исследовательской сфере, а не в сфере пиара и продвижения.  

Как меняется твоя роль вместе с новой должностью?  

Моя роль становится более широкой в части работы с заказчиками и публичного представления результатов наших исследований. Раньше этими вопросами, разумеется, больше занималась мой бывший руководитель Людмила Преснякова. Также много внимания предстоит уделять стратегии развития отдела.   

У тебя большой опыт работы с исследованиями, и он отличался от фомовского, об этом ты рассказывала в своем интервью ФОМ-Газете. Планируешь ли что-то заимствовать из своих практик и намерена ли инициировать изменения в работе отдела?  

Знаешь, у меня нет какого-то конкретного плана типа: вот здесь я хочу поменять это, а тут сделать вот так. ФОМ – это организация, сложившаяся задолго до моего появления в ней, с отработанными процессами и принципами функционирования. И в идеальном варианте мои действия в рамках деятельности отдела должны органично вписываться в работу ФОМа. 

У меня есть свой, достаточно обширный профессиональный и жизненный опыт, полученный в разных организациях и даже разных странах. Кроме того, по характеру я, пожалуй, достаточно сильно отличаюсь от Людмилы Пресняковой. И в силу этого работа нового отдела, наверное, будет отличаться от того, как функционировала группа «Финансовое поведение» под ее руководством. Однако каких-то специальных изменений я не планирую.

Какова стратегия развития ПРИМа на 2024 год? 

В этом году, наверное, одной из основных целей в отношении ПРИМа будет его продвижение, действия, направленные на то, чтобы проект стал широко известным и цитируемым и среди экспертов, и среди представителей власти, и среди самих предпринимателей. В этом заинтересованы и мы, и наши партнеры по проекту – Сбер и Минэкономразвития. Нам хотелось бы, чтобы голоса предпринимателей услышала максимально широкая аудитория. Не менее важно и то, чтобы об этом исследовании ФОМа в рамках СМБиза узнало больше потенциальных клиентов. 

Людмила Преснякова перешла в Центробанк. Продолжит ли она участие в проекте и, если да, в каком качестве?  

Насколько я знаю, на данный момент Людмила полностью окунулась в новую работу в ЦБ, а ПРИМ – это все-таки проект ФОМа со Сбером и Минэкономразвития. Поэтому в нем она сейчас не участвует, хотя, полагаю, интерес к результатам у нее сохраняется. 

Давала ли Людмила наставления, если да, то какие?  

Наставлений как таковых не было: Людмила просто сказала, что все будет хорошо. (Улыбается.) И еще, что она остается рядом. 

Людмила вела активную публичную жизнь – ежемесячно выступала на мероприятиях. Очевидно, ей это нравилось. Насколько у тебя, в силу твоего характера, высока потребность в медийной активности? 

Со сменой должности моя медийная активность как-то резко повысилась. (Смеется.) В феврале мы с координатором Проекта СМБиз Романом Бумагиным выступали на ВДНХ в павильоне Сбера с результатами ПРИМа и Докладов СМБиз. В начале марта я рассказывала про ПРИМ на рабочем завтраке у Тосуняна, посвященном мерам господдержки малого и среднего бизнеса. В апреле мы с ведущим специалистом отдела Анастасией Поникаровской должны представить результаты ПРИМа на Грушинской конференции. И тут важно добавить, что мои публичные выступления – это, конечно же, результат не только моей работы, но и работы многих других людей. Хочу выразить благодарность моим коллегам из ДКР, особенно Владиславе Романовой, Анне Даниловой, Галине Старцевой и Анастасии Трафлялиной, которые редактировали презентации выступлений в кратчайшие сроки. На рабочем завтраке наша презентация точно была самой красивой.  

Возвращаясь к твоему вопросу о моем характере… Я не могу сказать, что у меня есть сильная личная потребность в медийности, хотя опыт публичных выступлений у меня достаточно большой. Но он имел достаточно узкую академическую направленность: либо выступления с результатами научных исследований в среде таких же исследователей, либо преподавание. Предстоящий мне формат медийности имеет несколько иной характер. И я скорее воспринимаю его как новую важную часть моей работы. Публичное представление результатов исследований ФОМа необходимо для того, чтобы о них знала заинтересованная аудитория, чтобы потенциальные клиенты получали представление о том, чем именно мы занимаемся, и чтобы круг людей, воспринимающих ФОМ и его сотрудников как экспертов, расширялся. 

Подготовила Валентина Глянцева
© 2025 ФОМ