Евгения Болонина, руководитель группы «Панельные технологии», – об особенностях проекта ПРИМ, результатах, которые удивили, и личной мотивации
Как появился проект «Предприниматели России: исследовательский мониторинг»?
В июне к нам обратились представители Сбера, у которых была потребность в изучении предпринимательского потенциала. Мы подготовили комплексное предложение по изучению предпринимателей на Панели Малого Бизнеса и в конце августа запустили исследование. Важно отметить, что это партнерское исследование – и ФОМ тоже может использовать полученные результаты для своих целей.
Какие особые запросы были у Сбера?
Для нашего партнера было важно, чтобы мы задавали часть вопросов из исследования GEM (до нынешнего года Сбер в течение нескольких лет содействовал проекту «Глобальный мониторинг предпринимательства» – Global Entrepreneurship Monitor), и тогда это дало бы возможность замерять динамику групп потенциальных и реальных предпринимателей. И чтобы это было не единоразовое, а мониторинговое исследование. В 2023 году мы продолжим ежеквартальное исследование предпринимателей, полугодовое или ежеквартальное – самозанятых, а также ежегодное – населения. Кстати, мы впервые проводим отдельный репрезентативный опрос самозанятых – это одно из нововведений ФОМа.
В чем заключается уникальность ПРИМ?
Это проект, не имеющий аналогов на российском исследовательском рынке. В рамках этого проекта мы изучаем ситуацию в микро- и малом бизнесе, используя для проведения опроса единственную в России репрезентативную панель предпринимателей, выясняем проблемы и настроения самозанятых, а также определяем предпринимательский потенциал в России. Причем в последнем случае дополнительно опрашиваются три труднодостижимые группы: нарождающийся бизнес (думают о создании бизнеса или создали бизнес, но еще не получали доход в течение последних трех месяцев), новый бизнес (те, кто владеет и управляет бизнесом и уже получил доход, возраст бизнеса не более 3,5 года) и устоявшейся бизнес (те, кто владеет и управляет устоявшимся бизнесом, возраст бизнеса более 3,5 года). Это очень маленькие группы – доля каждой составляет порядка 3–4% от населения страны, и мы по необходимости добираем их до нужного количества. Это важное дополнение к качеству работ. Благодаря такому подходу статистическая погрешность меньше, а данные точнее.
То, что ситуация у малого бизнеса и самозанятых ухудшилась, очевидно. Какие неожиданные открытия были сделаны в рамках этого исследования?
Неудивительно, что более половины (53%) самозанятых не оформили свой статус. А вот то, что среди оформивших его лишь 30% подписывают с клиентами официальный договор, мне кажется очень странным. Вдобавок я в очередной раз убедилась в том, что нельзя судить обо всех по своему окружению – мои личные представления о самозанятых значительно расходятся с теми данными, что мы получили. Например, удивило то, что для большинства самозанятых их работа – это главный источник дохода.
С предпринимателями другая ситуация. Я более двух лет минимум раз в три месяца погружаюсь в новые данные о предпринимателях и, мне кажется, уже стала понимать этих людей. Однако удивилась тому, что многие (40%) не знают, какие меры для их поддержки принимает государство. О причинах судить не возьмусь.
По данным этого исследования, 50% малых предпринимателей – и это очень много – допускают закрытие или продажу бизнеса в ближайшем будущем, но при этом 84% из них затрудняются назвать причины. Как такое возможно?
Дело в том, что в этом вопросе мы не требовали назвать причину. По нашему опыту, многие не могут ее сформулировать, а отвечают что-то вроде: «Все возможно». Вот когда бизнес уже закрыт, тогда предприниматели говорят о том, что именно побудило их к такому решению. В данном случае речь идет о предположении.
75% самозанятых говорят, что их деятельность – единственный источник дохода. Это скорее оптимистичный или скорее пессимистичный показатель?
Он говорит только о том, что для троих из четверых самозанятых их деятельность – это основная работа, а не подработка. Хорошо это или плохо – как посмотреть. Но анализировать этот показатель лучше в связке с другими. Да, 60% из тех, для кого самозанятость является основной деятельностью, выбрали ее, потому что не смогли найти работу по найму. Но 28% в принципе не хотят работать на кого-то.
Очевидно, что и малых предпринимателей, и самозанятых ожидают непростые времена. Кто из них оптимистичнее?
В исследовании нет общего прямого вопроса, ответы на который позволили бы сравнить предпринимателей и самозанятых в этом плане. Но мне кажется, что самозанятые. Во всяком случае, 49% из них ответили, что смотрят в будущее с уверенностью. Предприниматели же давали прогноз относительно финансового положения их бизнеса в ближайший год, и только 18% из них сказали, что оно улучшится.
Что этот проект значит лично для тебя?
ПРИМ – это большое исследование в рамках Проекта «Социология Малого Бизнеса», которое ФОМ проводит совместно со Сбером. Понимание, что данные этого исследования востребованы крупным бизнесом и действительно нужны, в моих глазах повышает ценность проекта и придает мне особую мотивацию работать над ним.