«В ФОМе наши студенты смогут учиться у высококлассных профессионалов»

Ирина Дуденкова, декан факультета социальных наук «Шанинки», – о партнерстве с ФОМом, важности практики для студентов и терапевтической роли Лейлы Васильевой

qr-code
«В ФОМе наши студенты смогут учиться у высококлассных профессионалов»

Расскажите о своих впечатлениях от ФОМ-Конференции.

Во-первых, меня поразило качество организации мероприятия. Я и не предполагала, что в ФОМ-Мастерской будут задействованы все подразделения и все ресурсы. Во-вторых, я очень впечатлена докладом Александра Анатольевича Ослона. Это была развернутая рефлексия не только об истории ФОМа как институции, а о жизни компании в контексте политической истории и истории отечественной социологической традиции. Я имею в виду то, что Александр Анатольевич назвал истоками, его рассказ о социологах постсоветской традиции, которые в той или иной степени оказали влияние на ФОМ. И, конечно, веселые байки и личные воспоминания, которые разнообразили эту рефлексию. Я рекомендовала послушать запись этого выступления своим коллегам, чтобы они получили представление о том, как создаются такие масштабные институты и как они выживают, отвечая на вызовы времени.

Как вы пришли к идее создания партнерской программы с исследовательской организацией?

Это была одна из моих первоочередных задач, когда я приступила к исполнению обязанностей в должности декана. Все те 12 лет, что я работаю в «Шанинке» преподавателем, я чувствовала неудовлетворенность студентов качеством практик. Это звучало и в личных беседах, и в отзывах выпускников. Дело в том, что в «Шанинке» никогда не велась систематическая работа в этом направлении. Были спонтанные и формальные договоры, как правило, не имевшие никакой силы, с маленькими исследовательскими организациями, в которых стажировались наши выпускники. Но специально о практиках никто не думал. Студенты в конечном счете находили работу, особенно никто не страдал – и это всех устраивало.

Но на третьем курсе большинство студентов переживают кризис. Их теоретические знания и аналитические навыки просятся в поле. Видно, что ребята готовы что-то делать, но у них нет возможности. Эмпирические курсовые проекты носят исключительно учебный характер. А самое главное: студенты понимают, что их проект – учебный и у него не будет продолжения, он попадет в корзину. Может, в лучшем случае он преобразуется в дипломный проект, но он все равно учебный. У нас даже хорошие проекты остаются на полке. Мы гордимся этими исследованиями, но о них никто не знает. И я остро чувствовала эту нужду студентов, потребность делать не учебные, а нормальные исследовательские проекты под руководством профессионалов. Такая возможность очень важна для учебной мотивации, которая к третьему курсу уменьшается. Дальше студенты уже просто дотягивают, потому что нужно получить диплом. И мне хотелось бы показать ребятам практическую сторону жизни социолога и разнообразить их социальный опыт. Хотелось бы, чтобы они понимали, как устроена передовая социологическая компания, какие там существуют правила коммуникации.

Эти навыки полезно иметь, когда ты выходишь на рынок труда. Сейчас ребята даже с хорошими академическими результатами, но без опыта работы никому не нужны. Что характерно, даже наши выпускники, которые являются руководителями собственных исследовательских фирм и одновременно преподавателями «Шанинки», открыто говорят студентам, что они не возьмут их, потому что они не владеют ремеслом. Доучивать ребят на месте никто не любит. Это проблема, которую мне хотелось решить.

Какова роль в партнерстве с ФОМом Лейлы Васильевой, которая преподает в «Шанинке»?

К Лейле Васильевой я обратилась со своей болью, как к терапевту, – пришла просто поговорить об этой проблеме. Лейла ведет у третьего курса фокус-группы и лучше всех справляется с задачей восстановления у студентов мотивации. И она вспомнила, что на собраниях в ФОМе Александр Анатольевич рассказывал об идее создания общей учебной базы для выпускников хороших вузов. Лейла сообщила ему о моем интересе, и Александр Анатольевич очень быстро вышел на связь.

Сейчас в «Шанинке» – кризисная ситуация, в школе – новый руководитель. Но по сравнению с другими факультетами студенты факультета социальных наук чувствуют себя устойчиво. Мы развиваемся, у нас появились новые возможности, появился институциональный покровитель – теперь мы работаем в связке с ФОМом, и это здорово.

На ваш взгляд, чем ФОМ может быть особенно интересен студентам?

Для меня было важно, чтобы компания имела опыт организации исследований в России. Отечественная академическая среда испытала все потрясения нашей политической истории. И исторический политический контекст продолжает накладывать отпечаток на то, что мы как исследователи можем делать и чего не можем.

Мне хотелось, чтобы ребята посмотрели, как можно организовать исследовательский проект и, отвечая на вызовы, сделать его устойчивым. Устойчивость ФОМа как исследовательского проекта – это прежде всего организационный талант Ослона и его управленческая мудрость. При этом в ФОМе много инноваций, и возникли они не случайно, а в ответ на какие-то внешние запросы.

Все это очень любопытно. В этом был и мой интерес, и интерес моих коллег. А студенты, как мне показалось, пока не оценили в полной мере того, что они услышали на ФОМ-Конференции.

Как вы мотивировали студентов пойти на курс ФОМоведения?

Изначально мы заявили, что ФОМ-Мастерская предназначена для студентов третьего и четвертого курсов, а также магистров, но ко мне пришла делегация от первого и второго курсов с просьбой разрешить им тоже участвовать. Мотивировать специально студентов мне не пришлось. Я просто предложила им посмотреть, кто такие Галицкие, Османов, Васильева, и сказала, что есть возможность получить практические навыки в короткий срок у лучших представителей профессии. В ФОМе в каждом подразделении – лучшие специалисты в той области исследований, которыми они занимаются, самые опытные и самые продвинутые. Кстати, было любопытно увидеть среди них нашу бывшую студентку Анастасию Егорову. Она выпускница бакалавриата РАНХиГС – тогда академия поставляла в «Шанинку» кадры для магистратуры. Приятно, что Анастасия тоже будет рассказывать нашим ребятам про опросные технологии.

Планируете ли вы как-то оценивать полученные студентами знания?

Мне кажется, главный фактор, который обязывает ребят учиться, это сертификат, подтверждающий приобретение знаний. Здесь я полностью передаю задачу оценки полученных навыков специалистам ФОМа, которые вправе решать, сформирован ли у слушателей список компетенций, позволяющий выдать сертификат. Практика в ФОМе, учитывая его имя, это отличная строчка в резюме. Она позволит уверенно выходить на рынок труда. Я пытаюсь донести до наших студентов, что на ранних этапах их карьеры именно ремесленные навыки могут приносить им хороший доход. А все остальное приложится. Надеюсь, ребята ко мне прислушаются и воспользуются этой возможностью.

Интервью подготовил Михаил Володин
© 2024 ФОМ