Задача исследования – выяснить то, что фомовцам нравится в компании и что, по их мнению, нужно улучшить
В середине июля в ФОМе прошли фокус-группы с сотрудниками. Исследование стало частью работ, инициированных ФОМ-Советом для улучшения благополучия тех, кто трудится в организации. Идея с фокус-группами возникла после проведения опроса, который выявил некоторые аспекты работы, требующие осмысления и, возможно, корректив.
В ходе трех тематических фокус-групп их участников попросили рассказать о том, что их удерживает в ФОМе, что не нравится и в итоге может определить решение уйти в другое место, а также о том, какие новшества следовало бы привнести в компанию. Организатор и модератор фокус-групп, руководитель группы качественных исследований Лейла Васильева, назвала их номинальными.
«Тема отчасти сенситивная, а мы хотели выслушать людей с разными позициями. Поэтому решили провести номинальные фокус-группы. Они дают возможность, не лишая человека анонимности его высказывания, подсветить проблемы. А еще позволяют за два часа, без дискуссии, которая является основной частью традиционных фокус-групп, записать ответы на главные вопросы, поставленные перед участниками встреч».
Лейла Васильева, руководитель группы организации опросов качественными методами
Для участия в фокус-группах пригласили сотрудников из разных департаментов с разным стажем работы в ФОМе. По словам Лейлы Васильевой, было важно показать разнообразие взглядов, ведь в каждом подразделении своя специфика, при этом проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники в работе, могут быть как общими, так и индивидуальными. Руководителей не брали. Как отметила организатор фокус-групп, было принципиально узнать мнения людей, которые каждый день просто делают свою работу и сталкиваются в том числе с недопониманием со стороны начальства.
Участникам каждой фокус-группы задали по одному вопросу. Из ответов составили общий список, откуда исключили схожие по смыслу варианты – так, чтобы в нем остались уникальные позиции. Затем участников попросили выбрать несколько важных, по их мнению, вариантов. Полученный новый список сократили еще раз, вычеркнув из него синонимичные ответы. А потом еще раз. После чего участникам предложили оценить оставшиеся варианты в порядке значимости. Итогом каждой фокус-группы стал список из 16 позиций. Это много – Лейла Васильева ожидала получить около 10, но такое количество, по ее словам, подчеркивает, насколько сильно участники фокус-групп отличаются друг от друга. Организатор призналась, что некоторые мысли оказались для нее неожиданными, как удивило и то, что какие-то очень важные, на ее взгляд вещи, среди ответов не фигурировали.
Подводя итог, Лейла Васильева призналась, что фокус-группы в целом оправдали ее ожидания. Если ответы с позитивными аспектами работы в ФОМе оказались предсказуемыми, то ответы, касающиеся негативных факторов, очертили глубинные принципиальные раздражители. И это очень важно и ценно. Также стало понятно, что одни и те же вещи люди воспринимают неодинаково: то, что для одного преимущество, для другого – недостаток. Это тоже подтверждает, что все фомовцы очень разные.
«Когда более 30 лет назад мы собрались в только зародившемся ФОМе, нас было 20 человек. Мы были неодинаковыми, но нас объединяло по отношению к ФОМу гораздо больше, чем отличало друг от друга. Сейчас в фонде работают больше 100 человек, и видно, насколько все они индивидуально очень разные».
Лейла Васильева, руководитель группы организации опросов качественными методами
Организатор фокус-групп отметила, что этот разговор с сотрудниками назрел. Ответы свидетельствовали о том, что люди совершенно точно думают о своем месте в компании и для них это важно. А после фокус-групп они благодарили за то, что те состоялись.
Теперь предстоит работа с полученными данными. Лейла Васильева проанализирует результаты и представит их на ФОМ-Совет.