Представители индустрии обсудили интересные кейсы и стратегию развития систем мониторинга и анализа соцмедиа
Очередное, 12-е, заседание Клуба аналитиков соцмедиа состоялось 26 июля в офисе Фонда Общественное Мнение. Клуб, целью которого является развитие индустрии посредством создания экспертного сообщества, организован компанией Brand Analytics вместе с партнерами и проводится ежемесячно в гостях у одного из его членов. О преимуществах такого формата встреч рассказал Василий Черный, директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics.
«Гостевой формат для Клуба очень удачен. Он предполагает рассказ представителей принимающей стороны о своем опыте использования аналитики соцмедиа. Без такого повода, как встреча Клуба, кто знает, когда компания собралась бы поделиться своим опытом. А так все удачно складывается – мы действительно на встречах Клуба слышим про новые практики и подходы, в том числе про проекты, которые публичными могут и не стать. Гостевой формат ускоряет структурирование рыночных практик, а также способствует живому обмену опытом между экспертами и практиками этой все еще новой для рынка индустрии.
Например, на встрече в ФОМе мы услышали про аналитические продукты ФОМа на базе аналитики соцмедиа. Большой интерес участников вызвало позиционирование таких продуктов, задачи, для решения которых они применяются, и даже используемая терминология. Их также волновал вопрос, как ФОМ использует такие продукты в сочетании с другими методами исследований.
Вторая популярная и очень познавательная составляющая гостевого формата – экскурсия. Она позволяет ближе познакомиться с деятельностью компании и наладить новые горизонтальные связи как между компаниями, так и между специалистами – иногда в таких встречах со стороны принимающей организации участвует расширенный состав сотрудников, а не только члены Клуба. Это речь уже про образовательную составляющую гостевого формата».
Встреча Клуба традиционно началась с экскурсии принимающей стороны. Лариса Паутова, управляющий директор ФОМа, провела гостей по офису Фонда и рассказала о департаментах и отделах, сделав упор на технологичность и адаптивность компании в условиях турбулентного времени. Участники встречи задержались у библиотеки ФОМа – вспомнили, как много лет назад ФОМ посредством опросов измерял процент пользователей интернетом, а потом ввел в повседневность слово «краудсорсинг» и его практики.
Вообще, ФОМ и Brand Analytics связывают давние партнерские отношения, позитивный характер которых чувствовался в ходе всей встречи. Василий Черный отдельно отметил важность и ценность тесного бизнес-взаимодействия:
«Обратная связь от клиентов и партнеров – это именно то, что позволяет развивать в нужном рынку направлении нашу аналитическую систему. Мы получаем такую обратную связь разными способами. Не только при помощи опросов, но и, например, в ходе совместных с клиентами и партнерами вебинаров и бизнес-завтраков. Вместе с клиентами мы собираем публичную библиотеку кейсов, которая структурирована по сферам применения аналитики. Наши клиенты активно делятся своим опытом на организованных нами индустриальной конференции Brand Analytics Conference и Форуме по аналитике соцмедиа для задач государства. И, конечно, посредством общения в Клубе.
Если говорить про сферу социологических исследований, то, например, предстоящая сентябрьская встреча Клуба будет посвящена совместному использованию и взаимному дополнению классических методов социологии и аналитики соцмедиа. А в нашем ежегодном конкурсе кейсов по аналитике соцмедиа «Хрустальный шар» есть специальная номинация – «Исследования общественно значимых проблем».
В ходе заседания Клуба аналитиков были представлены два кейса: ФОМ рассказал про использование мониторинга соцмедиа и СМИ в проектах, а основатель агентства Digital Guru Андрей Кузьменков – об аналитике соцмедиа для исследования территорий. Важно отметить, что в Клубе действуют свод правил и политика конфиденциальности, которые не позволяют более детально описать содержание встреч, так как на них рассматриваются реальные и актуальные проекты заказчиков.
Напомним, что ФОМ уже более шести лет занимается мониторингом соцмедиа и выработал свое «Меню продуктов» в этой области. Оно включает:
Данные направления работ реализуются или реализовывались как в рамках длительных проектов, таких как СМБиз, коронаФОМ, ЗдравФОМ, «Деловая книга», «Здравомыслие», так и при подготовке отдельных опросных анкет или разовых заказов, к примеру, от администраций субъектов России или отдельных компаний. Мониторинг используется и при подготовке годовых отчетов ФОМа.
Говоря про отдельные кейсы мониторинга соцмедиа в социологии, Василий Черный вспомнил следующее:
«Ярких кейсов действительно немало. Из недавних можно отметить участие Brand Analytics в подготовке мастер-плана развития Улан-Удэ. План был представлен на Восточном экономическом форуме 2022 года и вошел в тройку лучших. Весной 2023 года в Улан-Удэ состоялось совещание по развитию дальневосточных городов под председательством президента Владимира Путина. На этом совещании обсуждался мастер-план столицы Бурятии. Стратегический документ был разработан с учетом мнений горожан о проблемах Улан-Удэнской агломерации и возможных путях их решения для создания более комфортной жизни. В исследовании, наряду с классическими опросами, применялся анализ сообщений пользователей социальных медиа, проведенный командой Brand Analytics с помощью одноименной аналитической системы. По итогам совещания президент поддержал основные пункты мастер-плана и дал поручение утвердить план комплексного социально-экономического развития агломерации.
Также я отметил бы кейсы – призеры конкурса кейсов по аналитике соцмедиа «Хрустальный шар» 2021 года. Это кейс ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» для НКО «Ясное утро» с темой «Онкология в социальных медиа: инсайты для онкологической службы» и кейс ФОМа «В чем ценность аналитики соцмедиа для социологических проектов?» на примере Проекта коронаФОМ.
А на конференции Brand Analytics Conference в 2022 году на секции «Социология по-новому с аналитикой соцмедиа» были представлены любопытные исследования – «Чего хотят туристы: как аналитика соцмедиа может помочь в развитии внутреннего туризма» и «Болонская система: отношение общества к модернизации российской системы образования и отказу от Болонской системы».
Вообще, с развитием технологий привычные границы исследовательских дисциплин и методов размываются. Сегодня аналитика соцмедиа предлагает свои подходы для изучения общественных настроений. Так, например, в июне 2023 года Brand Analytics представила исследование «Что волнует общество: тематики сообщений в социальных медиа». Это уникальное исследование и уникальная технология, которая позволяет в режиме реального времени анализировать все, что мы с вами открыто пишем в социальных медиа, и показывать тематики наших сообщений. Таким образом можно понимать, что именно сейчас волнует людей».
Индустрия мониторинга соцмедиа развивается достаточно быстро. Постоянно усовершенствуются и сами системы мониторинга. Об этом также рассказал Василий Черный.
«Основное направление развития – автоматизация аналитики соцмедиа на базе широкого использования машинного обучения и нейросетей – движение в сторону автоматического маркетолога или исследователя, когда система не просто выдает данные и предлагает широкий функционал для их анализа, но и сама формулирует выводы и рекомендации. Немаловажный «побочный» эффект – это заметное уменьшение ручной работы и сокращение времени, необходимого для анализа.
Если говорить о сценариях использования системы Brand Analytics исследователями, то стоить отметить востребованность функционала WOM (выявление мнений от первого лица) для формирования датасета для анализа и функционала автоматического формирования выборки на потоке данных соцмедиа об исследуемом объекте, а также автоматическое выявление тематик сообщений. Осенью Brand Analytics представит новые возможности, которые точно заинтересуют исследователей».