Такие важные моменты

Главный специалист по сбору и анализу данных Евгения Кондрахина – о том, как мониторинг соцмедиа дополняет исследования ФОМа

qr-code
Такие важные моменты

Мониторинг социальных медиа применим при составлении опросных анкет, объяснении результатов опросов, а также при поиске полезных для исследований и проектов людей и онлайн-площадок. 

Помню реакцию моей многоопытной коллеги, руководителя группы организации опросов качественными методами Лейлы Васильевой, которая случайно увидела на моем мониторе обзор на исследуемую тему. Искрометно высказавшись в своем неповторимом стиле, Лейла всерьез удивилась: «Это же такие важные моменты, а я и не в курсе!» 

Конечно, мониторинг соцмедиа не заменяет уникальные фомовские практики проведения исследований, но дополняет и расширяет их, добавляя им ценности. 

Вот лишь некоторое из того, что позволяет получить мониторинг соцмедиа. 

Онлайн-портрет объекта. Это описание присутствия объекта (личности, компании, бренда, события, проекта, продукта) в соцмедиа с включением статистических данных, тематического контента и информации о тональности публикаций про объект. Портрет дает представление об образе объекта в соцмедиа. Портрет можно формировать единоразово для сбора первичной информации (разведывательный этап перед формированием анкеты опроса или сценариев фокус-групп) или получения дополнительной информации (прояснение каких-либо моментов, выявленных в ходе опросов, поиск причины ситуации/конфликта/противостояния). Также портрет можно формировать периодически, чтобы получать представление о текущем образе объекта, выделять его позитивные, нейтральные и негативные составляющие и на их основе делать выводы о его трансформации. 

Онлайн-повестка. Это обзор обсуждений и контента соцмедиа в рамках одной метатемы. Он дает представление о наиболее острых составляющих метатемы – активно и часто обсуждаемых вопросах, негативных или позитивных. Полученный список тем сопровождается объяснением алгоритма его формирования, а каждая тема может иметь краткое описание, ссылку на источник и данные о реакциях на нее (статистику комментариев, репостов, лайков, просмотров, заметность, контекст обсуждения темы). 

Информация о людях и их поведении в интернете. Это поиск в соцмедиа и СМИ людей, потенциально полезных для работ или проектов. Наблюдение и анализ поведения этих людей в онлайне может быть одной из задач проекта. Также можно искать людей, чтобы пригласить их в проект – спросить комментарий, мнение или информировать с их помощью широкую аудиторию. 

Выявление профильных онлайн-мест1. Это составление списка наиболее релевантных для исследования онлайн-мест. Это можно делать как для дальнейшего мониторинга этих площадок в соответствии с задачами заказчика (сбор и анализ упоминаний объекта, обсуждений темы, поиска людей), так и для взаимодействия с ними (размещение рекламы, партнерство и т. д.). 

Мне особенно нравится готовить обзоры соцмедиа и СМИ для коллег из аналитического отдела под руководством Григория Кертмана. У них всегда нетривиальные задачи. Могут попросить выявить тревожные темы в том или ином субъекте Российской Федерации, определить возможные причины снижения рейтинга главы региона, найти мнения по конкретному вопросу, например о вакцинации против коронавируса, и многое другое. Каждый раз у меня получаются мини-расследования, которые интересны мне как исполнителю и, надеюсь, полезны коллегам в их исследованиях. Результаты мониторинга соцмедиа и СМИ расширяют наше представление об исследуемой теме, спектрах мнений и важных сюжетах. 

Часто я подключаюсь к работе и в рамках Проекта СМБиз. Коллеги с большой заботой относятся к лонг-респондентам и лонг-интервьюерам, которые задействованы в Проекте. Поэтому, когда ведущий специалист по панельным исследованиям и коммуникациям Анастасия Егорова и главный специалист по долгосрочным исследованиям Найля Абдулхаерова просят меня проанализировать соцмедиа по волнующей участников СМБиз теме, мне хочется найти что-то особенно полезное для них, поделиться самым интересным из интернета. А еще раз в две недели я готовлю дайджест наиболее популярных тем про малый бизнес в ведущих СМИ. Об этом можно прочитать в справке о мониторинге соцмедиа на сайте Проекта СМБиз.

И, конечно, одно из самых дорогих и важных для меня – это посмотреть «а что там, в соцмедиа и СМИ, говорят про ФОМ и наших сотрудников?». Или как результаты последних опросов или информация о нашем мероприятии, участии в конференции, будь то мараФОМ или выступление на ПМЭФ, разошлись по Сети. Всегда с трепетом и интересом подхожу к подобным запросам. 

Здесь мне важно поблагодарить управляющего директора Департамента общественных коммуникаций Андрея Зорина за то, что почти семь лет назад он предложил мне заняться мониторингом соцмедиа. Совершенно новым тогда для меня направлением. 

Я рассказала большими мазками о небольшой части того, что мы делаем в рамках мониторинга соцмедиа и СМИ. На самом деле направлений работ очень много – и их можно и нужно развивать, имея такие профессиональные системы мониторинга, как Brand Analytics и «Медиалогия». 

__________

1 Онлайн-места (онлайн-площадки) – это сайты или части сайтов: сайты интернет-СМИ, сообщества в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники» и др.) или на блог-платформах («Пикабу», ЖЖ и др.), каналы в мессенджерах (Telegram), страницы отдельных пользователей соцсетей (блогеров-миллионников, локальных инфлюенсеров, узких специалистов и т. д.), ленты/блоги на блог-платформах. Под профильными онлайн-местами понимаются те онлайн-места, на которых представлен релевантный заданной теме контент и есть заинтересованная аудитория (читающая и как-либо реагирующая на него – комментарием, лайком, репостом и т. д.). 

Евгения Кондрахина
© 2025 ФОМ