Результаты опроса помогут отследить изменения, произошедшие у предпринимателей с осени прошлого года
В 2022 году Институт Фонда Общественное Мнение в партнерстве со Сбером и Минэкономразвития России запустил проект «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ), в рамках которого изучаются актуальные проблемы, настроения и ожидания предпринимателей и самозанятых.
Первая волна исследования прошла осенью 2022 года и была посвящена тому, как предприниматели и самозанятые воспринимают происходящее в микро- и малом бизнесе в условиях новой реальности. Вторая волна ПРИМа прошла с 9 по 16 марта. В ходе нее, как и в прошлый раз, опрашивались 600 владельцев и совладельцев российских компаний и индивидуальных предпринимателей, а также 600 самозанятых.
Как и в первую волну, опрос состоял из мониторингового и переменного блоков. Мониторинговый блок позволяет наблюдать за ситуацией в малом бизнесе в целом (например, предпринимателей спрашивают, как они оценивают условия ведения бизнеса). А переменный затрагивает наиболее важные на момент проведения опроса темы. Так, в первую волну исследователи интересовались у предпринимателей тем, с какими проблемами они столкнулись в 2022 году, как оценивали эффективность мер господдержки и какие из предложенных мер являлись для них наиболее полезными, а у самозанятых спрашивали о доле их постоянных клиентов. Во второй волне в переменном блоке были затронуты другие, более актуальные на тот момент вопросы, например об опыте и образовании предпринимателей. По словам Юлии Дормидонтовой, ведущего специалиста группы «Финансовое поведение», результаты исследования помогут лучше понять, чего не хватает предпринимателям и самозанятым для ведения успешной деятельности, а также, возможно, будут полезны лицам, принимающим решения, и организациям, которые хотят помочь предпринимателям эффективнее организовать процессы ведения бизнеса и своевременно получать необходимую поддержку и информацию.