Предпринимателям – об исследованиях предпринимательства

Проект СМБиз был представлен участникам программы «Социальные инновации и предпринимательство» НИУ ВШЭ

qr-code
Предпринимателям – об исследованиях предпринимательства

В середине ноября руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМа Роман Бумагин выступил в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ по приглашению директора Центра Ирины Мерсияновой. 

Роман Бумагин представил аудитории (участникам программы профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство») доклад «Российские малые предприниматели в зеркале социологии. О чем говорят результаты эмпирических исследований ФОМа в рамках Проекта СМБиз». Он рассказал предпринимателям, как зарождался Проект СМБиз, а также про уникальность Панели Малого Бизнеса и количественные исследования, проводящиеся на ней (ПРИМ, Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ, «Голоса предпринимателей», «Общество и бизнес»). 

Рассказывая о качественных исследованиях, Роман Бумагин представил аудитории Доклады «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса» и «Краш-тест малого бизнеса: итоги и последствия первой волны пандемии» и привел несколько ярких выдержек из них. К примеру, о том, что, по прогнозам предпринимателей, спрос на услуги, предполагающие контакт со слизистыми (например, стоматологические), не упадет в пандемию по причине гигиенической настороженности. И прогноз полностью оправдался. Это свидетельствует о том, малый бизнес сохраняет оптимизм даже при наступлении катастрофы. А когда катастрофы идут серией, начинается рутинизация новой реальности и адаптация к изменившимся условиям ведения бизнеса – еще один любопытный вывод, которым спикер поделился с аудиторией. Роман Бумагин также представил типологию предпринимателей по способу прихода в бизнес («Инициаторы», «Новаторы», «Рационализаторы» и «Последователи»). Все это вызвало живой отклик и интерес слушателей. После выступления началась оживленная дискуссия о достоверности социологических исследований, а также о вовлеченности в них предпринимателей и природе этой вовлеченности. 

«Проект СМБиз был представлен предпринимателям и получил у них одобрение. Предприниматели обладают эффектуальным мышлением – им важен результат. Они готовы участвовать в исследовании, даже долгосрочном, таком как Лонгитюд, если уверены, что от него будет польза. Аудитории очень импонировал такой подход, а также человекоориентированность ФОМа – то, что нам важен сам предприниматель, его жизненные траектории, смыслы и оценки, а не его бухгалтерская отчетность. Дискуссия была очень атмосферной и теплой, меня провожали как старого знакомого».

Роман Бумагин, руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМа

Роман Бумагин добавил, что, возможно, стоит воспользоваться интересом предпринимателей к исследованиям малого бизнеса и пригласить активных участников дискуссии к обсуждению готовящегося к выпуску очередного ежегодного Доклада. Интерес к продолжению общения с ФОМом в рамках Проекта СМБиз выразила и принимающая сторона. 

«Встреча с Романом Бумагиным была очень важной для наших учеников – взрослых состоявшихся людей из сферы социального предпринимательства. Прикосновение к исследовательским данным позволяет практикам хотя бы ненадолго перестать думать, что жизнь такая, какой им кажется, и увидеть ее, встав на плечи чужого опыта, а также увидеть себя в зеркале мнений других предпринимателей. Будем очень рады, если Роман снова подарит такую возможность слушателям программ профессиональной переподготовки. И спасибо ФОМу за то, что без устали ведет мониторинг предпринимательской жизни!»

Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Итак, исследования малого бизнеса, которые проводит ФОМ в рамках Проекта СМБиз, оказались интересны предпринимателям, о чем свидетельствует положительная обратная связь. 

Валентина Глянцева
© 2024 ФОМ