Организаторы ФОМ-праздников Юлия Осичнюк и Екатерина Аронова – о том, что остается за кулисами мероприятий
Вспомните, пожалуйста, каким было первое мероприятие, которое вы организовывали в ФОМе?
Екатерина Аронова: Это была встреча 2019 года в ресторане «Ухват». Это был наш с Юлей самый первый, самый нервный, но и самый классный корпоратив. Я, честно говоря, не ожидала, что все будет так сложно, но в итоге получится так здорово.
Юлия Осичнюк: Продумывать идеи новогоднего корпоратива мы с командой единомышленников (тогда это была команда Анастасии Колокольчиковой) начали еще в начале октября. Прийти к единому мнению было непросто, поскольку каждый предлагал свои идеи и отстаивал их. Когда общий концепт мероприятия был готов, мы показали его Александру Анатольевичу Ослону. И выяснилось, что на корпоратив приедут партнеры. Это увеличивало число гостей, и на выбранную площадку (когда мы ее искали, то постучались буквально в каждую дверь на Трехгорке – казалось, мы с Катей даже экскурсии по ней можем проводить), где уже были согласованы и меню, и активности, все не помещались. Пришлось срочно искать помещение побольше (им и стал ресторан «Ухват») и начинать все заново.
Что было самым сложным в организации праздника?
Екатерина Аронова: Как ни странно, это сбор и рассадка гостей. Казалось бы: что тут сложного? Узнай, кто придет на корпоратив, и раздели число гостей на количество столов. Но не все так просто. Чтобы узнать, кто примет участие в празднике, мы делаем рассылку (надо сказать, что в разное время мы пробовали ее делать по-разному: и в виде опроса, и в виде таблицы, отправляли и личные сообщения), но половина сотрудников ее просто игнорирует. Поэтому во времена офлайна мы с Юлей ходили по офису со списком сотрудников и каждого спрашивали лично, придет ли он на корпоратив. Ведь надо понимать, сколько будет человек за столиком, кому какие положить подарки, сколько поздравительной раздатки готовить на каждый стол, сколько мест резервировать на случай, если некоторые сотрудники в последний момент передумают и захотят прийти на корпоратив.
Потом выяснилось, что с учетом партнеров гостей будет на 30 человек больше. Мы с Юлей полночи колдовали над рассадкой, стараясь, чтобы за столиками оказались коллеги из одного отдела, чтобы им было о чем поговорить и интереснее было участвовать в интерактиве.
Юлия Осичнюк: Первый корпоратив, как первая любовь, – ничего не забывается. Я помню буквально каждую мелочь, особенно всякие нестыковки. Например, как буквально за час до начала мероприятия нам позвонили ведущие и сказали, что менеджеры ресторана отказываются передвигать столы, чтобы освободить место для сцены. Пришлось нестись в «Ухват» со всех ног, чтобы уладить конфликт. Потом выяснилось, что у музыкантов не хватает какого-то оборудования. Благо, его согласились быстро подвезти и выступление не сорвалось.
Многие помнят визит весной 2019 года тогдашнего министра здравоохранения Вероники Скворцовой в ФОМ в связи с открытием ЗОЗ-Клуба. Это было ответственное мероприятие и, наверное, заставило поволноваться его организаторов. Что сложнее организовывать: корпоратив или приезд министра?
Юлия Осичнюк: Корпоратив, конечно же! Визит министра – по сути деловая встреча. Да, на высшем уровне, да, требующая четкой организации, но все-таки формальная, регламентированная встреча. Помню, второе заседание ЗОЗ-Клуба мы подготовили буквально за полторы недели. А организация корпоратива требует гораздо больше и трудовых, и временных затрат. Планировать новогоднее мероприятие мы начинаем еще осенью, но сколько бы в запасе ни было времени, его никогда недостаточно: постоянно происходит какой-нибудь форс-мажор и все планы летят в тартарары – приходится начинать заново. К тому же организация ФОМ-праздников – более личная история. Ты всегда стараешься, чтобы сотрудникам было интересно, переживаешь, понравится ли им, вкладываешь в это душу.
Какой формат мероприятия или его элемент показался вам неожиданно успешным?
Юлия Осичнюк: Казино, которое работало на корпоративе, посвященном празднованию 23 Февраля и 8 Марта. Помню, как охрана внизу настороженно посматривала на то, как в наш офис вносят рулетки и столы для покера. Все было взаправду: работал крупье, в баре подавали коктейли, коллеги увлеченно делали ставки. Как выяснилось, многие сотрудники очень азартны (смеется).
Екатерина Аронова: Мне запомнилась встреча 2021 года. Это был первый онлайн-корпоратив. Мы очень переживали, что сотрудники не захотят в нем участвовать или начнут отключаться от встречи, ведь, как известно, внимание в онлайне удерживать сложнее. Но, к счастью, все прошло замечательно – с викториной, песнями под гитару и душевными разговорами до 11 вечера. Без накладок, конечно, тоже не обошлось: в последний момент выяснилось, что компания, которая должна была доставлять подарки на дом каждому сотруднику, не сможет это сделать. Нам пришлось срочно отправлять их на такси, а что-то мы с Юлей развозили лично.
Юлия Осичнюк: Еще одним открытием стала популярность ФОМ-газеты. Первоначально это был просто приятный сюрприз для сотрудников, дополнение к первому новогоднему корпоративу. И то, что сейчас она становится регулярным изданием, рассказывающим о жизни ФОМа и фомовцев, очень приятно и здорово.
Как вы считаете, нужно ли чаще устраивать очные праздники, как в доковидные времена, или людям достаточно онлайна?
Юлия Осичнюк: Я думаю, что, как бы мы ни привыкли к удаленке, онлайн никогда не заменит живого общения. Вспомните, как все рады были друг друга видеть на 30-летие компании – люди просто не могли наговориться. Залогом успешного мероприятия всегда становятся сами сотрудники, и неважно, где оно проходит – в офисе, в парке, на корабле, с алкоголем или с витаминными коктейлями.
Екатерина Аронова: Еще до первого зимнего корпоратива многие коллеги с ностальгией вспоминали, как раньше встречали новый год в ФОМе, говорили, как им не хватает таких мероприятий. Тогда мы еще раз убедились, что празднику быть. Ведь такие мероприятия очень важны для коллектива – на них коллеги могут лучше узнать друг друга. Как не вспомнить тост одного из них: «Давайте выпьем за то, чтобы, когда мы получали уведомления об увольнении сотрудников, мы знали, кто это!» В условиях постоянного расширения компании эти слова не теряют своей актуальности, поэтому так важны личные неформальные встречи. Каждый сотрудник ФОМа – уникальная, интересная личность, и когда все мы собираемся вместе, когда люди раскрывают свой творческий потенциал (а он есть у каждого, я уверена), классное мероприятие гарантировано. Мне кажется, что все соскучились по совместным выездам, поэтому было бы здорово когда-нибудь выбраться на природу или даже на море.
По каким критериям вы оцениваете успешность проведенных мероприятий? По проценту пришедших сотрудников, количеству съеденного и выпитого, наличию историй, которые вспоминаются после?
Екатерина Аронова: Прежде всего – по довольным лицам коллег, которые с удовольствием танцуют, общаются, участвуют в конкурсах, делают снимки на память в фотозонах. Это настоящие, живые эмоции, которые подделать нельзя. Когда это видишь, забываешь все трудности и бессонные ночи и хочешь и дальше дарить людям праздник.
Юлия Осичнюк: Хочу сказать огромное спасибо коллегам, которые с большой эмпатией относятся к тому, что мы делаем, подходят после корпоратива и говорят, какой замечательный был праздник. Даже простые слова благодарности греют душу – мы понимаем, что все было не зря, и снова рады стараться для ФОМа и фомовцев!