«Ожидания» и реальность

Специфика опроса для измерения инфляционных ожиданий населения выявила ряд острых вопросов

qr-code
«Ожидания» и реальность

В начале декабря состоялась встреча сотрудников Департамента сбора данных и отдела «Социология экономической культуры» ФОМа с региональными Партнерами, на которой обсуждался полевой опыт реализации исследовательского проекта «Инфляционные ожидания». В рамках этого проекта, который ФОМ проводит по заказу Банка России уже 15 лет, ежемесячно опрашиваются жители более чем 100 населенных пунктов в более чем 50 субъектах РФ. Партнеры называют этот опрос одним из самых тяжелых сейчас, учитывая не только его технологию, но и специфику тематики.

По словам организатора встречи, управляющего директора Департамента сбора данных Екатерины Седых, одной из главных тем обсуждения стало усложнение работы интервьюеров в поле. У этого есть несколько причин: неспокойная обстановка в некоторых регионах страны, рост недоверия в обществе – люди все более неохотно идут на контакт с незнакомцами, а также жесткие требования к выборке – интервьюеры сетуют, что иногда они не могут найти подходящих по возрасту или полу респондентов и для выполнения задания им приходится возвращаться в заданный населенный пункт на следующий день.

Усложняет полевую работу и тематика опроса. В условиях экономической нестабильности и роста инфляции вопросы о финансовом положении воспринимаются многими как вторжение в личную жизнь. Интервьюеры обязаны спрашивать у респондентов имя и номер телефона для проведения телефонного контроля, но, несмотря на заверения в конфиденциальности опроса, люди опасаются рассказывать о доходах, расходах и сбережениях, боясь стать жертвами мошенников и потерять свои накопления. Тема денег и благополучия сегодня становится особенно чувствительной, и для многих она сопряжена с тревогой.

Отдельно Партнеры коснулись анкеты. В ней есть вопросы, которые оказываются сложными для определенных категорий респондентов – например, для пенсионеров. Люди пожилого возраста часто не обладают необходимыми знаниями, поэтому такие вопросы вызывают у них раздражение и непонимание. Интервьюерам приходится тратить дополнительное время на объяснения, чтобы завершить опрос, что делает процесс более длительным и напряженным для обеих сторон.

Партнеры выразили уверенность в необходимости решений, связанных с содержанием анкет и упрощением процесса общения между интервьюерами и респондентами. Они предложили идеи по актуализации некоторых блоков анкеты и адаптации формулировок вопросов, которые, на их взгляд, позволят сделать полевую работу более комфортной и эффективной. Вместе с тем все участники согласились, что мониторинговый характер исследования и необходимость сравнивать результаты за разные периоды накладывают определенные ограничения при составлении анкеты и формировании выборки.

«Проект длится много лет, но такая встреча на моей памяти состоялась впервые. На ней выяснилось, что, независимо от того, где проходит исследование, у всех нас одни и те же трудности. Мы обсудили все вопросы, замечания и пожелания из регионов, разобрали детально разные моменты: от восприятия анкеты респондентами различных социальных категорий до нюансов формулировок самих вопросов. Хочется верить, что вся информация об особенностях анкеты, о трудностях полевых работ, реакциях респондентов на вопросы исследования будет учтена и донесена до представителей заказчика. Эти комментарии из регионов заказчик не должен воспринимать как претензию или критику региональных представителей, напротив, те, кто регулярно вживую общаются с людьми, узнают их мнение, просто не могут посоветовать или предложить что-то лишнее. Думаю, именно в процессе обсуждения разных ситуаций, которые случаются в поле, можно отшлифовать анкету так, чтобы обе стороны процесса (заказчик и респондент) слышали друг друга и понимали, а результаты исследования действительно служили бы стартом положительных перемен в сфере социально-экономических условий жизни граждан нашей страны».

Евгения Еремкина, региональный Партнер из Челябинска («АСМИ»)

Все эти актуальные вопросы тесно связаны с еще одной важной проблемой – удержанием квалифицированных интервьюеров. На фоне роста конкуренции на рынке труда, где появляются новые возможности в различных отраслях, включая цифровую экономику и промышленность, становится все сложнее привлекать и удерживать профессионалов в сфере социологических исследований. Для решения этой проблемы обсуждались меры по повышению оплаты труда и созданию комфортных условий для выполнения полевых работ.

Как сообщила Екатерина Седых, несмотря на то что в ходе встречи были затронуты острые вопросы, все ее участники отметили своевременность и конструктивность диалога, а также выразили готовность совместно искать оптимальные решения для поддержки интервьюеров и обеспечения качественного проведения опросов.

Михаил Володин
© 2025 ФОМ