«Обнять меня конь не мог, но казалось, что очень этого хотел»

Ирина Киселева вспоминает интересные встречи, которые подарила работа полевым интервьюером, «добровольное рабство» в МАРХИ и историю своего коня

qr-code
«Обнять меня конь не мог, но казалось, что очень этого хотел»

Фомовцы со стажем вспоминают, что когда-то у Ирины Киселевой, выпускницы ведущего архитектурного вуза страны, был собственный конь. Верховая езда занимает значительное место в ее жизни. Конечно, мы не могли не поговорить об этом. Но начали беседу с разговора о работе: недавно ведущего специалиста отдела обработки и анализа данных признали сотрудником года.

Самоотверженность в удовольствие

Вы признаны сотрудником года в ФОМе, получили награду с формулировкой «За самоотверженность». Ожидали услышать свое имя?

Не ожидала. Хотя когда непосредственно перед корпоративом, на котором состоялась церемония награждения сотрудников, коллеги попросили меня обязательно приехать на него, я сложила два и два. И все равно – получить награду самой первой среди коллег было очень неожиданно и приятно. Вот только не уверена, что название номинации соответствует мне.

Почему же? Мы с вами разговариваем в выходной, а вы занимаетесь программированием анкеты.

В ФОМе программированием анкет занимаюсь только я. Сейчас у нас идет телефонный опрос, поэтому ко мне приходит вал анкет. Я стараюсь равномерно распределять нагрузку, поэтому часть работы приходится делать в выходные и праздники, ведь не сделать ее нельзя. Но я люблю программировать анкеты именно в выходные, когда никто не дергает по другим рабочим вопросам и я могу сосредоточиться. Коллеги знают об этом и обычно присылают мне анкеты именно под выходные. Мне так удобно. И мне очень нравится эта работа.

Кстати, я занялась ей неожиданно для себя. В 2020 году, когда из-за пандемии мы перешли на удаленку, а face-2-face-опросы были заменены телефонниками, Алексей Владимирович Чуриков (директор Департамента опросов населения. – Примеч. ред.) поручил мне программирование телефонных анкет. Прежде я ничем подобным не занималась, более того, я совсем не программист. А это не механическая работа по переносу вопросов в программу, там нужно еще и разбираться в языке программирования С++. Поначалу было страшно, но постепенно втянулась. Выяснилось, что у меня неплохое логическое мышление. Наверное, это результат учебы в математическом классе в школе – преподаватели у нас были фантастические. Благодаря им у меня сформировалось умение разбираться в сложных вещах. Так что эта работа – хорошая тренировка мозга для человека, которому за 60. Ну и очень интересная. Мне нравится возиться с анкетами. Всякий раз, когда я смотрю на результат своей работы, радуюсь как ребенок.

Поэтому меня сложно назвать самоотверженной. Это слово предполагает героизм, а он не связан с удовольствием. Я же занимаюсь тем, что мне нравится. В удобное для меня время. Переход на удаленку дал такую возможность. Теперь, когда не надо тратить на дорогу в офис по три часа в день, я могу работать хоть до двух часов ночи. Разве что в обеденное время – с 14:15 до 15:15 – я не возьму трубку. Потому что гуляю с собакой и держу поводок обеими руками. В остальное время я абсолютно свободна для работы.

Справедливо ли сказать, что работа для вас – больше чем работа, это уже образ жизни?

У меня была такая активная и местами даже экстремальная жизнь, с массой острых ощущений, что сейчас хочется просто спокойствия. Мне часто говорят: «Ира, отдохни, переключись, съезди куда-нибудь», а я не хочу. Наверное, у меня просто наступил предел насыщения сильными эмоциями. Раньше я и представить себе не могла, что буду с удовольствием ездить на дачу, а сейчас мне ничего другого и не надо. Мне нравится там жить и работать в тишине и покое.

Вы удивитесь, но у меня никогда не было желания посмотреть мир. Несколько лет назад, когда это еще было возможно, родные едва ли не силой вывезли меня на Канары. Конечно, было интересно зайти в океан. С морем не сравнить – океан и ведет себя совсем иначе, не бывает спокойным, и цвет воды у него совершенно другой. Увидеть потрясающий вулкан Тейде, где снимали множество фильмов. Сходить в замечательный зоопарк, в котором можно пообщаться с животными. Но стремления побывать в разных странах, несмотря на то что я закончила архитектурный институт, чтобы посетить какой-нибудь Колизей, у меня никогда не было. Возможно, дело в воспитании или потому что раньше не было такой возможности. Многие говорят, что в 1980–1990-е мы плохо жили. А я считаю, что мы жили очень хорошо. И у меня не было желания вырваться из страны.

Но все же время было не самое благополучное.

Время было голодное. Но при этом все было. 1990-е, у меня день рождения. В моей однушке на Каховке огромный стол во всю комнату ломился от еды. Потому что все приносили все, что дома было, и дружно готовили. Помню, я тогда сациви делала – грузины знакомые рецептик подкинули.

Да и на праздники, когда студентами собирались у меня, не голодали. В магазинах было пусто – одна вареная колбаса, но каждый приносил что-то из еды. Однажды друзья достали видеомагнитофон – и мы смотрели американские фильмы. Тогда это было запрещено, но мы втихую смотрели боевики с Брюсом Ли и «Коммандос». Эти фильмы у меня до сих пор вызывают ностальгию по тому времени.

МАРХИсложная учеба

Почему в то переходное время вы выбрали МАРХИ?

После математического класса я была в полной уверенности, что пойду в технический вуз. Мама (Нелли Киселева – ветеран ФОМа. – Примеч. ред.) предложила совместить техническое образование с моей любовью к рисованию. Я с детства рисовала, но исключительно для удовольствия, никакой художественной школы у меня за плечами не было. Маме, видимо, кто-то рассказал про МАРХИ, и мы решили поступать туда. Не было ни друзей в архитектурной среде, ни знакомых в МАРХИ, ни подготовки. Я пошла на курсы по черчению, оно в МАРХИ очень специфическое, не имеет ничего общего с другими техническими вузами. Общеобразовательные предметы я сдала хорошо, но провалила черчение и получила тройку по рисунку. Маму это возмутило, и мы пошли подавать апелляцию. В институте встретили такого же неудачливого абитуриента. Он рассказал, что преподаватели показали ему рисунок со словами: «Посмотрите, вот это твердая тройка. А ваша работа не соответствует этому уровню». Когда мы зашли в кабинет, то увидели мой рисунок. Это его показывали в качестве примера твердой тройки. Апеллировать после такого не имело никакого смысла. А я заупрямилась и решила поступать на следующий год.

Говорят, вы оказались в МАРХИ благодаря Илье Борисовичу Мучнику.

Мама работала вместе с Ильей Борисовичем в Институте проблем управления. Они были в одной компании, очень дружной. Регулярно ходили в походы, сплавлялись на байдарках, ну и я с ними моталась постоянно.

Сама я этого не помню, но мама рассказывала, что после того, как я не поступила в МАРХИ, она пожаловалась Илье Борисовичу – мол, надо бы меня туда пристроить. Он сказал: «Нет проблем» – и пошел в институт. Поочередно заглядывал во все двери и спрашивал: «Вам нужна девочка?» В деканате факультета ЖОС (жилищно-общественное строительство) ему ответили, что нужна. Так я попала на работу в МАРХИ, но это никак не помогло мне поступить туда.

Вторая попытка была успешной?

Нет. Несмотря на то что я целый год занималась с преподавателем по рисунку и черчению, который готовил именно в МАРХИ. Мне поставили пять с минусом только потому, что нужно было кого-то взять на мое место. Тем временем в деканате начались сокращения, и я перешла работать в вычислительный центр МАРХИ. А через год, с третьей попытки, поступила, сдав все экзамены с превышением баллов. И с третьего курса ушла на факультет теории и истории архитектуры. Там мне показалось интереснее, потому что чертить оказалось скучно.

Я вспоминаю институт с теплотой. Например, в МАРХИ было принято с первого курса помогать дипломникам чертить их дипломные работы. За просто так. Это называлось «рабство». Никто никого не заставлял – все сами охотно шли на это. Чертили в просторных комнатах на огромных подрамниках размером метр на метр, общались с другими студентами. Это была тусовка, в которой все друг другу помогали. И когда я готовила свой диплом, мне помогали люди, которые уже закончили МАРХИ. Тоже бесплатно.

Практика по рисунку и живописи в МАРХИ (г. Тутаев, Ярославская область)

1/2

Практика по рисунку и живописи в МАРХИ (г. Тутаев, Ярославская область)

Что вам дал МАРХИ для жизни?

Я как раз недавно об этом думала. Благодаря МАРХИ я разбираюсь в живописи. У меня по рисунку и живописи были пятерки, и все мои работы по живописи забрали в фонд института. Не знаю, хранятся ли они там до сих пор, но примерно год назад я подумала, что зря в свое время отдала их, нужно было хотя бы некоторые оставить себе. МАРХИ дал мне эстетическое образование. Специфическое черчение, когда нам приходилось чертить Храм Василия Блаженного в разрезе по памяти, сформировало навык структурировать увиденное. На экзаменах я закрывала глаза и видела перед собой купола. А сегодня я форматирую анкеты и рассматриваю их как картину. Оцениваю расположение текста на листе, соотношение шрифтов и постоянно думаю о том, как добиться того, чтобы человеку было проще визуально воспринимать информацию.

Веселуха

В ФОМ вы пришли, когда он был совсем молодым? С подачи мамы?

Это было в первые годы Фонда, тогда он только переехал в здание детского сада на Обручева. Помню, я пришла, а еще даже столы были не расставлены. Оказалась я здесь благодаря маме. Она работала в Институте проблем управления и подрабатывала в ФОМе. А я работала в Институте теории и истории архитектуры, который размещался в том же самом здании, что и Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, прямо во дворе Ленинской библиотеки. Когда развалился Советский Союз, наука стала никому не нужна – и я осталась без работы. В ФОМе мне предложили поработать интервьюером. Сейчас я слышу о трудностях, с которыми сталкиваются полевики, а тогда все было легко – можно было зайти куда угодно.

Например, в районе Киевской было место, где сидели западные телекомпании: CNN, BBC, NBC, RTL. Такой маленький городок внутри большой Москвы. Я приходила туда несколько раз со стопкой анкет А4 и всех опрашивала. Ко мне там относились с глубоким уважением. Однажды я зашла в кабинет к англичанину. Темная, давящая комната – прямо Туманный Альбион, но даже в такой обстановке у меня не было ощущения, что я мелкий человек. Как-то разговаривала с немецким журналистом Гисбертом Мрозеком. Он приехал в СССР в 1980-х, женился на русской журналистке, да так и остался у нас. Прилично говорил по-русски, и вообще ему в России очень нравилось. Я спросила, что его тут удерживало. Он ответил: «У нас в Германии чрезвычайно скучно. Я точно знаю, что буду делать завтра, послезавтра, через месяц и даже через год. А у вас что ни день, то веселуха». Через некоторое время я включила телевизор. На экране был Гисберт Мрозек – плача, он рассказывал журналистам, что только что в Буденновске убили его жену. Это был 1995 год, шла первая чеченская война. Но даже после трагедии немец не уехал домой.

Вам нравилось работать интервьюером?

Мне было интересно встречаться с людьми. Эта работа научила меня разговаривать на равных с представителями разного социального статуса. Помню замечательную ситуацию. Страшный дождь. Я в резиновых сапогах красного цвета, сильно потертой куртке и со старым бабушкиным зонтом вхожу в здание Совета экономической взаимопомощи на Новом Арбате (знаменитый дом-книжка. – Примеч. ред.). А внутри – сплошные ковры. Ко мне подходит барышня в юбке-карандаше, на высоких каблуках, от которой пахнет духами, вероятно, чрезвычайно дорогими. Она смотрит на меня сверху вниз и спрашивает, куда меня проводить. И в этой ситуации у меня – никакого ощущения неловкости. А однажды я попала в дом к оперной певице. Мы записали интервью, а после пили чай и разговаривали о жизни.

Как долго вы проработали в поле?

Несколько месяцев. Потом меня назначили оператором: я сидела в офисе и вводила данные опросов, цифры. Работа была не самая интересная, но зато какой чудесный у нас был коллектив! Сотрудников было мало – и со всеми близкие отношения. Как в семье. У меня и ребенок в тот же садик пошел. В одном крыле здания сидели мы, а в другом располагался детский сад. Удобно!

Вы в ФОМе, работая рядом с мамой, должно быть, в прямом смысле чувствовали себя как дома. Когда трудишься бок о бок с родителями, вероятно, есть ощущение опеки и поддержки в случае чего.

Абсолютно никакой опеки не было. У мамы была своя работа, а у меня – своя. И своя собственная жизнь. Я тогда уже жила одна. Конечно, в какие-то моменты мама вмешивалась в мою работу, но нечасто. Я к ней тоже старалась лишний раз не подходить за помощью. У меня для этого были наставники: Елена Галицкая, Ирина Статникова и Мария Галчанова.

Конь

Знаю, что у вас был свой конь. За этим наверняка стоит интересная история.

Мама рассказывала, что в далеком детстве я говорила, что хочу стать пожарным и конюхом. Почему пожарным – никто не знает. Возможно, я увидела, как они работают, и меня впечатлила эта героическая профессия. А моя мечта стать конюхом поначалу у всех вызывала улыбку. Но потом стало несмешно. Меня впервые посадили на лошадь в пять лет. Это был пони. Я испугалась и заревела. До сих пор помню, как мне тогда было страшно. А затем ни с того ни с сего я начала рисовать лошадей. Все пожимали плечами – не понимали, откуда это идет. Когда мне было 11 лет, мама отвела меня на ипподром. Тогда в Москве не было другой возможности поездить на лошадях. Мы приезжали на Беговую к 5 утра и занимали очередь. Чтобы не тратить время впустую в ожидании меня, мама тоже села на лошадь.

У нас сменилось много тренеров. Один из них был Певцов, отец известного актера. Он мастер спорта по конному спорту. До сих пор перед глазами картина: мы все на лошадях идем по кругу, прижимаясь к бортику, а в центре гарцует Певцов на желтом коне – иначе эту масть не назвать. Певцов все время орал, и не было в его крике ни одного цензурного слова. Он заставлял нас слезать и залезать на лошадей и при этом страшно матерился. А мама ездила на кобыле, которую звали Панель. И Певцов кричал моей маме: «Девушка на Панели!» Это выглядело очень смешно.

Я выросла, какое-то время увлекалась конными походами, а когда в Москве к Олимпиаде 1980 года построили конноспортивный комплекс «Битца», стала ходить туда. Ездила на всех лошадях, какие там были, но мечтала иметь своего коня. К лошади ведь привязываешься, а ездить на одной и той же, когда она прокатная и доступна всем, нет возможности. Поэтому в конце 1990-х я купила Пирита. Это был жеребец арабо-донской породы, он снимался в сериале «Графиня де Монсоро», на нем скакал персонаж Александра Домогарова. Поскольку это был возрастной конь, ему было уже 11 лет, а лошади обычно живут 25 лет, он достался мне задешево.

Предположу, что конь принес в вашу жизнь не только радость, но и дополнительные заботы.

Купить лошадь не проблема – тяжело ее содержать. Лошадь должна работать каждый день. Если ты не можешь уделять ей время, то нанимай специального человека. Хорошо, если кто-то готов заниматься этим бесплатно, ради удовольствия, но такие люди – большая редкость. Чаще приходится платить берейтору – специалисту, который работает лошадей для спортсменов или частников.

В общем, это было сложно, и когда у меня появился ребенок, я сдалась. Мы к тому моменту уже перевезли Пирита из «Битцы» в конюшню в Ленинских Горках. Там была хорошая женщина, и я отдала Пирита ей. Не продала, а просто оставила. Она тоже привязалась к нему, пока работала его без меня. Я передала ей седло, все уздечки, попрощалась и ушла. Было очень грустно и тяжело на сердце.

Мы с же Пиритом много чего пережили. В какой-то момент в «Битце», которая казалась такой благополучной, вдруг стали травить лошадей. Я пришла на конюшню и узнала, что мой конь при смерти. Я была на седьмом месяце беременности и в этом состоянии бегала по аптекам за травами, доставала уколы, которые тогда продавались за доллары и были дефицитом. Сама лечила и отпаивала коня. Поднимала. Ему нужно было ходить. Я выводила Пирита, вела в руках, он еле шел, шатался, но при приближении кобылы, невзирая на свое состояние, громко кричал и вел себя беспокойно. Жеребец!

Когда я оставила его, то чувствовала себя предателем. Но продолжаться так дальше просто не могло, у меня не осталось сил. Да и зачем переживать самой и травмировать коня! Они же все помнят. Во время беременности я долгое время не появлялась в «Битце», попросила знакомую работать Пирита вместо меня. И когда после перерыва приехала на конюшню, конь гулял в леваде – он увидел меня, заржал и побежал ко мне. Обнять меня он, конечно, не мог, но было такое впечатление, что очень этого хотел.

После расставания с Пиритом что-то надломилось во мне, и с тех пор я не садилась на лошадь до 2015 года. Это случилось в Кемере – в отеле приглашали поездить на арабских лошадях. Я переживала, но оказалось, что даже после большого перерыва руки и ноги все помнят, и психологически эта поездка мне помогла.

Вы обмолвились про конные походы. Куда обычно ходят?

Это было еще до того, как у меня появился Пирит. Конные походы тогда обычно проводились на Украине. Мой первый конный поход состоялся осенью 1993 года под Кременчугом. Все прошло здорово, а когда через несколько дней мы вышли из леса, то узнали про путч. Возвращались на автобусе, и по радио вещали, что в Москве из танков расстреливают Белый дом. Москвичей – то есть ребят из России, там все мы считались москвичами – было немного, в основном в группе были украинцы, но все мы пребывали в шоке. Я до сих пор помню, как украинцы, прощаясь, обнимали нас: «Не переживайте. Будет совсем плохо – приезжайте, мы вам поможем».

Позже на протяжении пяти лет регулярно ездила в Полтавскую область. Познакомилась там с женщиной-инструктором и приезжала к ней даже на выходные поработать с лошадьми. Иногда сама водила конные походы. Там очень красивая природа: сосновые леса, песок и высокие холмы. Можно быстро скакать верхом – а именно в этом и заключается прелесть конного похода.

Знаю, в ФОМе коллеги как-то подарили вам на день рождения сапоги для верховой езды. Удивились такому сюрпризу?

Подарок не был неожиданным. Я очень хотела такие сапоги, и коллеги об этом знали. Но сапоги для верховой езды не продаются в магазине, их шьют на заказ по индивидуальным меркам. Поэтому коллеги подарили мне конверт. Это только по телевизору показывают, как люди ходят в таких сапогах. На самом деле в них не походишь даже по конюшне, настолько жесткие у них голенища, практически деревянные. В эти сапоги влезают с помощью специальной ложки. Все, что связано с лошадьми, я отдала. Но эти сапоги лежат у меня до сих пор.

К слову, о конях. Вы, кажется, были едва ли не первой в ФОМе, у кого появилась иномарка?

Я очень любила эту машину. Это была Volvo 460. Я купила ее по объявлению, с рук. Николай Викторович, водитель Александра Анатольевича, помог мне проверить ее в автосервисе, а владелец любезно сделал скидку. Машина была шикарная, но возрастная. Вскоре у нее выявилась проблема с рулевой рейкой, и ездить на большой скорости стало просто небезопасно. Я решила продать машину. Нашла покупателя, которому она очень понравилась. Он приехал за ней издалека. А я возьми и скажи просто так: «Вы как доедете, сообщите мне». Мужчина позвонил через два дня, сообщил, что в машине не разочаровался и пообещал ее вылечить. Я была так рада, что автомобиль продолжил жить счастливой жизнью. Я вообще к машинам отношусь как к людям. Сейчас у меня есть мечта о новой машине, которую пока осуществить невозможно, так как хочу определенную марку и модель. Не скажу, какую, – это секрет, если мечту осуществлю, то поделюсь.

Каждый мечтает о собаке

Вы любопытно сказали о прогулке с собакой: «Держу поводок обеими руками». Серьезный зверь?

Аргентинский дог. Достаточно редкая порода в Москве, во многих странах запрещена. Изначально выведена для охоты на львов и кабанов. Добродушной нашу собаку не назовешь. Людей любит очень избирательно, иногда может огрызнуться. Так что это действительно серьезный зверь. Скоро Чарли будет девять лет.

Надо сказать, что у меня никогда в жизни не было собаки. Я кошатница, у меня и сейчас живет кот. Но в один момент мне вдруг очень сильно захотелось завести собаку. Просто возник такой порыв. Я воспринимаю только тех собак, которые в холке выше 50 см. Мы с сыном начали искать щенков в интернете и нашли на «Авито» щенка аргентинского дога. Его продавали люди, которые разводят собак совсем другой породы – алабаев. И стоил он вдвое дешевле, чем обычно. Выглядело это подозрительно, но мне объяснили так: приятельница продала всех щенков из помета, остался один, и она попросила их пристроить его. Вдобавок люди оказались из Липецкой области. Но я согласилась. И в один из очень снежных ноябрьских дней на машине из Липецкой области ко мне приехала женщина, какая-то случайная знакомая продавца, и привезла щенка. Она посмотрела на меня, сказала, что я ей понравилась и она сообщит об этом продавцу. Я была очень удивлена. По документам щенка я выяснила, что на самом деле зовут его Давлет Хан Ульрих Берг, а его родители – известные медалисты. Поначалу у меня тоже возникли мысли насчет выставок, но в домашних заботах я быстро забыла об этом и решила воспитывать обычную домашнюю собаку.

С котом они лучшие друзья?

Они существуют параллельно и дома практически не пересекаются: я с собакой обитаю в одной комнате, кот – в другой. Дело в том, что кот собаку совершенно не боится и ведет себя так, как ему хочется, он считает себя дома хозяином. Собака же тоже с характером.

По молодости Чарли был очень добрым и общительным. У нас есть смешные фотографии: гуляет десяток собак самых разных размеров, от больших до мелких – и наш среди них. Его лучший друг был родезийский риджбек. Рыжий, высокий. Но как только нашему исполнилось полтора года, начались стычки. Кинолог сказал, что наш пес вырос и больше не может быть с другими на равных. Так что про совместные прогулки пришлось забыть. Но на даче он прекрасно и один гуляет. Даже кота терпит – ходят «паровозиком» по участку.

Железная дорога

Вы сказали о семейной атмосфере в ФОМе времен детского садика. Об этом говорят многие наши коллеги – и у каждого свой пример. Какая история вспоминается вам?

Мы раньше иногда собирались в гостях у Александра Анатольевича. А его соседом был Аркадий Волож (один из основателей «Яндекса». – Примеч. ред.) – буквально через калиточку. Как-то Волож заглянул и спросил: «Может, дети хотят на железную дорогу взглянуть?» Я была с Федькой, Ирина Статникова с внучкой Анечкой, Федькиной ровесницей, им было года по четыре. И мы пошли к Аркадию домой, а у него на цокольном этаже – электрическая железная дорога во всю огромную комнату. Мечта любого мальчика. Дети играли там в то, во что им было дозволено.

ФОМ – частая тема ваших разговоров с мамой?

Мы живем вместе. Иногда я прихожу к маме консультироваться, например, по тому, как форматировать анкеты. Ну и просто поворчать из-за того, что я сижу с работой в выходные. А мама спрашивает, как в ФОМе дела. Она же многих из нынешних сотрудников знает лично. Просила показать ей фотографии с церемонии награждения сотрудников года. Ей было приятно увидеть знакомые лица.

Михаил Володин
© 2025 ФОМ