Об опросах, краудсорсинге и спецпроектах

ФОМ выступил на конференции, посвященной сбору обратной связи от россиян

qr-code
Об опросах, краудсорсинге и спецпроектах

ФОМ принял участие в конференции «Обратная связь от граждан: современные методы и сервисы анализа данных», которая состоялась 3 апреля на площадке Координационного центра Правительства Российской Федерации.

Конференция стартовала с пленарного заседания, на котором обсуждались актуальное состояние индустрии анализа обратной связи, а также методология и инструменты ее сбора. Спикерами на мероприятии стали представители Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Министерства цифрового развития, сотрудники сервисов «Яндекс.Взгляд», Brand Analytics, а также ведущих опросных организаций (ФОМа, ВЦИОМа) и вузов страны (МГУ имени М. В. Ломоносова, МГТУ имени Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ, РАНХиГС). Фонд Общественное Мнение представляли управляющий директор Лариса Паутова и руководитель Департамента общественных коммуникаций Андрей Зорин.

В рамках секции, посвященной методам и каналам сбора и обработки обратной связи от граждан, Лариса Паутова выступила с докладом «Регулярные ФОМ-опросы общественного мнения – необходимые инструменты мониторинга, анализа и управления». Она отметила, что социологические опросы – своеобразное зеркало общественного мнения. И это зеркало будет существовать еще долго, как бы ни развивались другие каналы обратной связи, поскольку опросы (поквартирные, телефонные, даже роботизированные) – естественный формат человеческой коммуникации. А репрезентативные опросы – еще и своеобразный образ демократии, поскольку каждый россиянин имеет равную возможность попасть в выборку. Словом, опросы не отходят на второй план, они просто меняют форму: на смену телефонникам приходят панельные или гибридные опросы. Лариса Паутова также подчеркнула, что ФОМ много лет занимается не только пассивной (опросы), но и активной (краудсорсинговые проекты) социологией. В первой декаде 2000-х на специально разработанной платформе «КраудСпейс» ФОМ реализовал такие проекты, как «Бизнес в антикризисе», «Деловой мир Арктики», «Фабрика здоровья», «Деловая книга года в России», «Здравомыслие», «Активный возраст». В это же время начался поиск партнеров по изучению социальных медиа. Именно тогда возникло сотрудничество с Brand Analitics, продолжающееся по сей день.

«Создание Координационного центра – новый этап в развитии технологии сбора обратной связи от населения. Отмечу, что ФОМ не только стоял у истоков сбора такой информации, проводя опросы общественного мнения с 1992 года, но и развивал собственную философию и технологию сбора обратной связи, используя краудсорсинг. С 2011 года ФОМ практиковал активную социологию, в рамках которой не просто опрашивал респондентов, но и привлекал их к участию в различных проектах. Некоторые из них, например литературные премии «Деловая книга», «Здравомыслие», проводятся до сих пор. А начиная с 2018 года компания запустила новую линию исследовательско-коммуникационных проектов. В нее вошли Здрав.ФОМ, ЗОЗ.ФОМ, коронаФОМ. Таким образом, Фонд всегда идет в ногу со временем – под постоянно меняющуюся реальность подстраиваются не только опросные технологии, но и специальные проекты».

Лариса Паутова, управляющий директор ФОМа

Также спикер обратила внимание на карту индустрии анализа обратной связи, презентованную организаторами, на которой были представлены источники данных и инструменты их анализа и визуализации. Согласно данным опроса ключевых участников индустрии (представителей госструктур, коммуникационных агентств, научного сообщества), при изучении общественного мнения 96% респондентов используют анализ СМИ и социальных медиа, 83% обращаются к результатам социологических исследований, а 71% учитывает информацию из отзывов и обращений граждан. Лариса Паутова также представила модель управления территорией, в которой комбинируются опросы и данные: орган управления принимает решения, оказывает услуги (в сферах образования, здравоохранения и т. д.) и доводит информацию до населения через различные источники, население получает услуги и дает обратную связь так же через различные источники, включая социологические опросы. Спикер отметила, что как власть, так и бизнес заинтересованы в получении бесперебойной, мониторинговой обратной связи, чтобы быть способными не только оценивать свою работу, но и выявлять точки напряженности, прогнозировать их появление, предварять пожелания граждан. Но для этого управленцам нужно быть готовыми получать обратную связь: развивать социологическую осведомленность, прислушиваться к постоянно меняющемуся объекту управления, осознавать, что социальная реальность изменчива, но в ней присутствуют устойчивые схемы обыденного сознания, наконец, понимать и уважать аналитиков и исследователей.

О важности сбора обратной связи и возросшем техническом и методологическом многообразии методов ее сбора свидетельствует в том числе широкий экспертный состав конференции: начиная с аналитиков больших данных и заканчивая антропологами.

«Стоит отметить, что и в кулуарах мероприятия состоялась целая серия продуктивных обсуждений и перспективных знакомств. А анонсированный в ходе конференции запуск закрытого тематического Telegram-канала даст импульс к появлению нового сообщества, в работе которого мы примем деятельное участие».

Андрей Зорин, управляющий директор Департамента общественных коммуникаций

Таким образом, участие ФОМа в конференции Координационного центра Правительства подчеркнуло не только статус компании как лидера опросной индустрии, но и ее готовность к разностороннему сотрудничеству в деле сбора обратной связи от россиян.

Валентина Глянцева
© 2024 ФОМ