Елена Чичина вспоминает 1980-е: первую модную одежду, химическую завивку, дипломат и песни бит-квартета «Секрет»
Недавно фомовцы сходили на мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой». Это история любви в Ленинграде 1980-х с песнями группы «Секрет». Красочная постановка вдохновила руководителя группы выполнения опросов по Москве и Московской области Елену Чичину поделиться воспоминаниями о характерных признаках той эпохи.
Расскажи, пожалуйста, с каким этапом жизни у тебя ассоциируются герои и события мюзикла?
В первой же массовой сцене кучерявый артист в спортивном костюме Adidas напомнил мне о моих старших классах школы, институте, которые пришлись на 1980-е. Вспомнились причудливые прически, одежда, новомодные дипломаты. Мы все были одеты как под копирку, хотя тогда процветала фарцовка. Было невозможно не замечать людей, одетых совершенно иначе, чем мы. Их одежда была невероятно красива, и, безусловно, хотелось одеваться так же. Повсюду слышалось слово «фарцовщик», которым нас устрашали, рассказывая, как это подрывает авторитет страны.
В мюзикле есть сцена с подпольной продажей пластинок. Ты приобретала их или что-нибудь другое у фарцовщиков?
Приобретала, когда училась уже на старших курсах института. У меня была повышенная стипендия, и я купила золотую цепочку – могла себе позволить. Купила именно у фарцовщиков, потому что заграничные технологии производства отличались от советских, это было «дутое» золото. Эта цепочка хранится у меня до сих пор.
Ты упомянула среди символов 80-х дипломаты. Тогда было очень модным такие носить?
Не то слово! У меня мой дипломат сохранился до сих пор. Недавно я нашла его и удивилась: как можно было так гнаться за модой, чтобы таскать с собой этот «кирпич на ручке»?
Дипломат символизировал более успешную жизнь?
Да, это означало, во-первых, что у тебя есть возможность что-то купить, а, во-вторых, что тебе есть где это купить. То есть именно эта замечательная комбинация позволяла тебе стать счастливым обладателем заветного дипломата.
Со временем, когда дипломаты приобрели еще большую популярность, они стали делиться на дипломаты для школьников, для студентов, для служащих. И у моего папы, человека служащего, появился второй дипломат, с которым он долго ездил на работу. Этот дипломат был чудовищно тяжелее предыдущего, зато он был сделан в новых, трендовых, как мы бы сейчас сказали, формах и с крутым кодовым замком. Сейчас такие есть практически на каждом чемодане, но тогда это было чем-то запредельным. С этих дипломатов тряпочкой аккуратно снималась дорожная пыль, за день осевшая. Его берегли как зеницу ока. Этот дипломат открывался в общественном транспорте по случаю и без, чтобы продемонстрировать его содержимое. При этом самые важные документы или деньги в дипломате не держали. Они были разложены по внутренним карманам делового костюма, который являлся обязательной одеждой для служащих в те времена. А еще дипломат очень пригождался в электричке – его использовали как стол для игры в карты или домино.
На одной из твоих юношеских фотографий, которые ты предоставила для этой публикации, рядом с тобой – молодой человек. На тебе – школьная форма, а на нем – далеко не классический костюм. Где была сделана эта фотография?
Это фотография с нашего последнего звонка на теплоходе в 1988 году. Во второй половине 1980-х до нас стал докатываться дух свободы, правда, он был еще слабый, но уже начинал ощущаться период надвигающейся перестройки. В 10-м классе 1 сентября некоторые мои одноклассницы впервые пришли не в коричневых платьях с белыми фартуками, а в новой форме – синих юбках и пиджаках. Это был 1987 год.
Ты слушала бит-квартет «Секрет» в 1980-е?
Как раз в 1987 году появилась их песня «Алиса», под которую на школьных дискотеках мы танцевали «медляки». Когда ее исполняли в мюзикле, вспомнился Максим Леонидов, как сейчас сказали бы, краш 1980-х, и его романтическо-тягучая манера исполнения. Почему-то мы все сравнивали его с Полом Маккартни. Вероятно, прообразом группы «Секрет» можно считать группу The Beatles. Да и само имя Алиса тогда казалось нам диковинным.
С каждой песней группы «Секрет» связаны определенный жизненный этап и своя забавная история. В слякотные осенние дни, возвращаясь из трудового лагеря после сбора картошки и морковки мокрыми и замерзшими, мы с удовольствием пели: «Домо-о-ой». Помню широкие коридоры и толстые стены моего института. Там хорошо блуждало эхо, что давало шикарную акустику. В этих коридорах мы пели «Именины у Кристины» и «Алису».
На фотографиях у тебя кудряшки. Это модная в те времена химическая завивка?
Да, это было очень модно. Понимая, что надвигается последний звонок, выпускной, я решила пойти сделать завивку. Рыдала невозможно сколько. Я сразу превратилась в овечку с мелкой-мелкой плотной кучеряшкой. Придя домой, я думала, что, пока химия свежая, я смогу с ней что-то сделать. Всю ночь я отмачивала волосы в воде, но, увы, завивка была сделана на совесть и держалась где-то год. В летний период я проходила практику вожатой – пионеры находили в моей прическе повод для шуток.
Найти в то время в моем подмосковном городе молодого парикмахера, который понимал бы, что нужно девушке, было невозможно. Вообще, что такое система советских бытовых услуг и парикмахерская советского времени? Это огромные «колпаки», под которыми сушишься, безумные кресла, в которых сидишь, не шелохнувшись, чтобы не сбить настройки «колпака» и не обжечь голову. Где бы я ни стриглась, всегда была живая очередь. Единственным местом, где можно было записаться к мастеру, был салон красоты «Чародейка» на Арбате, но туда простому смертному было не попасть. Пройдя школу советского парикмахерского обслуживания и разочаровавшись в нем, курсе на втором института я обзавелась парикмахерскими ножницами. На добровольных началах делала стрижки своим знакомым, и мне это доставляло огромное удовольствие.
Давай вернемся к мюзиклу. Какая сцена запомнилась тебе больше всего? Мне самой яркой и романтичной показалась сцена с ночным троллейбусом.
Соглашусь. Сцена, где дочь профессора Лаврентьева приходит к отцу со словами: «Папа, этот молодой человек очень хороший, он меня на троллейбусе катал», напомнила мне студенческие времена, когда мы катались на троллейбусах и трамваях. А еще была песня со словами: «Опять от меня сбежала последняя электричка, и я по шпалам, опять по шпалам иду домой по привычке». Мы все ходили в кино, на выставки, и возвращаться домой, в наш подмосковный город, приходилось буквально по шпалам. Иногда, стараясь успеть на последнюю электричку, искали пять копеек на билет. На станциях стояли аппараты, продающие воду. Вокруг этих автоматов обычно лежала мелочь, которую граждане, покупавшие воду, теряли, поэтому мы частенько собирали мелочь вокруг этих автоматов. В общем, мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» всколыхнул во мне самые теплые воспоминания.