«Мне всегда хочется приободрить людей по ту сторону монитора»

Главный специалист группы «домоФОМ» Анастасия Акулова – о тонкостях общения с Партнерами и о том, чем профессия менеджера напоминает работу стюардессы

qr-code
«Мне всегда хочется приободрить людей по ту сторону монитора»

Расскажи, пожалуйста, как ты пришла в ФОМ. Предполагала ли ты раньше, что будешь работать в сфере опросов?

Когда я была студенткой колледжа МИДа, моя будущая свекровь Оксана Илларьевна Акулова, которая трудилась в полевом отделе ФОМа, в качестве летней подработки предложила мне заняться контролем интервьюеров. Я поработала, мне понравилось. Когда я закончила колледж, мне снова предложили подработать в ФОМе – на этот раз надо было проверять анкеты перед тем, как отдавать их в набор. Я снова согласилась. Чуть позже выяснилось, что освободилось место в московском отделении и меня готовы взять туда. Так я осталась в ФОМе.

Если честно, я не предполагала, что буду работать в опросной индустрии. По специальности я секретарь и помощник руководителя. У меня были зарубежные командировки, практика в Четвертом Европейском департаменте МИДа… Работы там было очень много. Помню, как однажды забыла записать фамилию звонившего. А это нужно было делать обязательно. С тех пор я всегда уточняю фамилии и другие важные данные, не стесняюсь переспрашивать, если что-то непонятно. Вообще, навыки машинописи и делопроизводства, а еще ответственность и дисциплинированность очень помогают в работе в ФОМе. А привычка все планировать и следовать распорядку (иначе ничего не успеешь сделать) очень помогла и на удаленке, и с появлением детей.

Чем ты занималась в московском отделении, какие проекты вела?

Я считаю, что человек, работающий в полевом отделе, должен хорошо представлять себе работу в поле. Поэтому я не возражала, когда после получения инструкций меня отправили проводить поквартирные опросы. Помню, как долго собиралась с духом перед дверями подъездов – необычно и немного страшно было звонить в квартиры и брать интервью, но я понимала, что, если я хочу работать в полевом отделе, то мне нужно это сделать. Можно сказать, первый звонок в квартиру, первое интервью определили мою судьбу в ФОМе. Я поняла, что могу делать поле, если понадобится. С пониманием того, как строится работа в поле, я начала вести проекты московского отделения, общаться с интервьюерами, давать им инструкции. Все это происходило в крошечной комнатушке в детском саду на Обручева, где тогда находился ФОМ, потом мы много раз переезжали в другие офисы. Во время одного из переездов я даже несколько дней побыла секретарем у Александра Анатольевича Ослона, потому что сотрудник уволился. Вообще, я часто кого-то подменяла. Даже составляла маршрутные карты и подписывала конверты с «Доминантами», которые отправлялись заказчикам. «Доминанты» тогда были в печатном виде, их развозили курьеры, у каждого из которых была отдельная полочка с конвертами. Однажды я перепутала полочки, положила конверты на другую. Поняла это уже по дороге домой. Благо быстро вернулась – столкнулась с недоумевающим курьером в офисе. «Доминанты» были благополучно доставлены адресатам.

Фомовцы празднуют переезд в офис на Рочдельскую

В какой-то момент мне захотелось заняться маркетинговыми проектами – коммерческими опросами. Александру Анатольевичу эта идея понравилась, и я начала рассылать письма по разным компаниям с предложением провести опрос. Мы провели несколько опросов, но этот этап моей карьеры длился относительно недолго, потому что я ушла в декрет (забавно, что с предложениями о сотрудничестве мне звонили даже в роддом).

Я человек адаптивный, легко переключающийся с задачи на задачу, любящий узнавать новое. Когда трудилась в московском отделении, было много работы с макросами, в Excel, а я тогда мало что в этом понимала. Я очень благодарна Ефиму Борисовичу Галицкому за то, что он помог мне со всем разобраться, а заодно привил любовь к автоматизации рутинной работы. От него я усвоила золотое правило: сначала включай голову, потом – руки! Но работы иногда было такое количество, что и автоматизация не помогала. Помню, во время одной из избирательных кампаний я месяц возвращалась домой за полночь. И когда наконец-то отправила последние данные, не выдержала – встала из-за стола и начала танцевать – такое было облегчение!

Словом, я охотно берусь за любую работу, которую предлагают, и, если была бы такая возможность, с удовольствием поработала бы в каждом отделе каждого нашего департамента. Мне кажется, так можно лучше понять, чем живет и как функционирует ФОМ.

Затем ты стала работать с региональными Партнерами. Отличалась ли эта деятельность от того, что ты делала в московском отделении?

Работать с регионами я начала еще будучи в московском отделении – подменяла коллегу. Анкеты «Пенты» тогда были бумажными, и нужно было дождаться, когда их пришлют коллеги (неважно, закончился твой рабочий день или нет), чтобы разослать Партнерам. Кроме того, требовалось тщательно проверять, как интервьюеры перенесли ответы респондентов с бумажного в электронный вариант, чтобы нигде не было ошибок. Работы тогда было намного больше, чем сейчас, когда все в электронном виде. Так я, можно сказать, закрепила за собой «Пенту», которой занимаюсь по сей день. В московском отделении я общалась преимущественно с интервьюерами. Еще тогда поняла, что не могу просто отдать работу в руки и попрощаться. Я всегда интересовалась интервьюерами, сильно за них переживала, спрашивала, как у них дела, как им работается в жару или в мороз, как они себя чувствуют. Но суровые погодные условия еще не самое страшное. Бывало, что на интервьюеров нападали, тогда я старалась их утешить, поддержать. Сейчас, работая с Партнерами, я всегда передаю привет интервьюерам. А Партнеров обязательно благодарю за работу, поздравляю с праздниками, пишу им: «А вы знаете какой сегодня день? Не только день отправки и получения материалов по проекту, но и такой-то праздник». Партнеры очень тепло реагируют. Однажды на съезде в Казани ко мне подошел один из них и сказал: «Вы знаете, Анастасия, мои менеджеры ваши письма читают вслух – для поднятия настроения!» Было удивительно и очень приятно. Работа менеджера нелегкая, рутинная, и мне всегда хочется приободрить, поддержать людей по ту сторону монитора, хочется, чтобы они улыбались, читая мои письма.

Анастасия Акулова с коллегами Найлей Абдулхаеровой и Лейлой Васильевой

Помогает ли тебе второе – психологическое – образование в работе с людьми?

Конечно. Иногда, разговаривая с Партнерами, уже по манере общения могу сказать, как они будут себя вести в дальнейшем. Кроме того, знания в области психологии очень пригодились во время пандемии, когда люди пребывали в страхе и неопределенности, боялись потерять работу, не понимали, что делать дальше. И нужно было их выслушать, поддержать. Я чувствовала себя стюардессой, которая успокаивает пассажиров, когда самолет трясет во время турбулентности. Помню, когда поквартирные опросы были приостановлены, мы вынуждены были переключиться на телефонники. И ведущий специалист группы телеФОМ Марина Роман обучала нас с Дианой Гавлиной все майские праздники, рассказывала, как работать с телефонными опросами, причем делала это настолько грамотно, что сложностей «переключение на телефон» не вызвало. Но работы было очень много, помню, какое-то время мы трудились без выходных. Плюс ко всему нужно было вручную отключать квоты, чтобы интервьюеры не опрашивали больше респондентов, чем нужно. А когда речь шла об удаленных регионах, вставать приходилось чуть ли не в три часа утра. Но ничего, выдержали. Наша команда работала как единый механизм и очень сплотилась за это время.

Не успела закончиться пандемия – начались СВО, мобилизация. А это новый стресс, новые испытания. Бывает сложно найти нужные слова, отвечая на письма, которые читаешь со слезами на глазах, но я стараюсь. Иногда в такие моменты или во время цейтнота (когда рабочий день длится по 15 часов, жутко устаешь, не видишь семью) приходят мысли все бросить… Но потом я выдыхаю и понимаю, что не могу без работы, даже в отпуске первое время проверяю телефон, потому что понедельник и должны прийти отчеты от Партнеров. К тому же я всегда на связи, ведь Партнеры знают, что они могут ко мне обратиться за помощью в любое время суток. К концу отпуска я даже начинаю скучать без звонков.

В прошлом году ты вошла в число лучших полевых менеджеров, по мнению компаний-партнеров. Считаешь ли ты это успехом? Насколько для тебя важно быть успешной?

Это было очень неожиданно. Конечно, я слышала про этот рейтинг, но не придавала ему особого значения. И вот в один прекрасный день сижу, работаю как обычно – и от Татьяны Насоновой приходит сообщение: «Поздравляю! Ты заняла второе место!» Я в недоумении: вроде ни в каких конкурсах и лотереях не участвовала…Когда все прояснилось, я очень удивилась и обрадовалась, тут же позвонила создателям рейтинга, «Группе 7/89», поблагодарила. Позвонила и своей свекрови, которая меня поздравила и сказала: «Значит, не зря ты пришла работать в ФОМ». Было, конечно, очень приятно получить похвалу от лучшего полевика России, не уронила честь фамилии, так сказать. Но все же второе место в рейтинге для меня – скорее не успех, а признание со стороны Партнеров, признание, благодаря которому я понимаю, что все делаю правильно, что стараюсь не зря. Я никогда не стремилась быть лучшей, считаю, что каждый сотрудник – лучший, если делает свою работу от души.

Анастасия Акулова со свекровью Оксаной Илларьевной Акуловой, ветераном ФОМа и лучшим полевиком России

Как ты отдыхаешь от работы?

Работаю. (Смеется.) Но уже руками. Помимо занятий музыкой (играю на саксофоне), я много шью – обшиваю себя и родных, даже в свое время окончила Школу дизайна одежды. Еще мне нравится заниматься дизайном интерьеров (прошла соответствующие курсы) и ремонтом. Во время отпуска перекрасила дачный домик, теперь подумываю замахнуться на квартиру. Для меня лучший отдых – это смена деятельности. Я просто не могу сидеть на месте – каждую свободную минутку стараюсь провести с пользой. В этом году освоила сап. Очень люблю движение, свежий воздух, активности с детьми, дружеские посиделки и праздники. Единственное место, где я могу полностью расслабиться и вообще ничего не делать, – это морское побережье. Там я просто наслаждаюсь солнцем, морем и горячим песком, вдыхаю соленый воздух, слушаю шум волн. Словом, заряжаюсь энергией для новой активности.

Интервью подготовила Валентина Глянцева
© 2025 ФОМ