«Лонгитюд – больше, чем работа, это – часть жизни»

Специалисты по долгосрочным исследованиям Найля Абдулхаерова и Анастасия Егорова – о запуске шестой волны Лонгитюда и ее особенностях

qr-code
«Лонгитюд – больше, чем работа, это – часть жизни»

Сейчас идет шестая волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Есть ли у нее особенности по сравнению с другими волнами исследования?

Найля Абдулхаерова: На самом деле у нас каждая волна особенная: сначала последствия пандемии, потом СВО, санкции и импортозамещение, сейчас – частичная мобилизация, ее последствия. Тем более, уже в начале поля выяснилось, что некоторые из наших предпринимателей-респондентов были мобилизованы или стали добровольцами.

Честно говоря, запуская эту волну, и мы, и интервьюеры опасались, что будет много отказов: думали, что предпринимателям сейчас не до исследования. Поэтому перед стартом шестой волны мы поинтересовались, как идет телефонный опрос предпринимателей из Панели Малого Бизнеса, и выяснили, что отказов не так много – предприниматели готовы общаться, им хочется выговориться. Об этом мы и сообщили нашим лонг-интервьюерам на инструктаже, чтобы приободрить их и настроить на положительный результат.

Анастасия Егорова: Строго говоря, прямой отказ был всего один: респондент, получив по почте результаты пятой волны, попросил больше не писать ему, ссылаясь на то, что идет мобилизация, и стране сейчас не до малого бизнеса. Но так как мы запустились уже ближе к концу кампании, когда пик напряжения спал, в большинстве своем предприниматели соглашаются общаться. В эту волну мы не планируем проводить рекрут новых участников в Лонгитюд, потому что в предыдущие набрали достаточное число участников (в базе их около 800, в каждой волне участвуют более 700 респондентов). Конечно, мы изменили анкету, добавив в нее вопросы про мобилизацию и меры поддержки малого бизнеса, но в целом вопросов стало меньше – и, по отзывам лонг-интервьюеров, в этот раз с ней легко работать.

Найля Абдулхаерова: В каждую волну мы сталкиваемся с предпринимателями, которые закрыли бизнес. И в этой волне они тоже есть. Таких предпринимателей с начала исследования набралось немало. Они выбыли из базы Лонгитюда, но интерес к ним не пропал. Через какое-то время к этим предпринимателям надо вернуться и узнать, как обстоят дела: возможно, они открыли новый вид бизнеса. К тем же, кто сейчас, как выяснили наши лонг-интервьюеры, принимает участие в СВО, мы надеемся вернуться в следующей волне. Мы исключаем из исследования только тех респондентов, которые не принимали в нем участие две волны подряд или попросили удалить их из базы. Но таких немного. У нас 472 респондента, которые приняли участие во всех волнах, – так называемый золотой фонд Лонгитюда – мы его очень бережем.

Изменилась ли коммуникация интервьюеров и предпринимателей с учетом напряженности и непредсказуемости ситуации, в которой проводится исследование?

Найля Абдулхаерова: По сути нет. Интервьюеры всегда очень бережно и внимательно относились к своим респондентам. Первые две волны Лонгитюда они даже испытывали некоторую неловкость, связываясь с предпринимателями, – ведь те очень занятые люди. Но готовность интервьюеров идти на встречу респондентам (выбирать удобный им канал связи, время и форму общения), открытость, ответственность и эмпатия сыграли свою роль: у интервьюеров со многими предпринимателями сложились доверительные отношения. Они поздравляют друг друга с праздниками, интересуются делами и самочувствием. Например, один предприниматель оказался летчиком и давал советы интервьюеру, как избавиться от аэрофобии, второй – ветеринаром и скорректировал лечение домашнего питомца интервьюера.

Анастасия Егорова: Перед каждой волной мы проводим инструктаж с интервьюерами, а по завершении двух – мозговой штурм, где разбираются ошибки, идет обмен опытом и идеями (например, удачными текстами – приглашениями принять участие в исследовании). В этот раз на инструктаже мы сказали интервьюерам, что понимаем всю сложность и непредсказуемость ситуации, что всем нам сейчас нелегко и тем необходимее донести до предпринимателей, как важны их ответы о том, как они переживают это непростое время.

Найля Абдулхаерова: История каждого предпринимателя, его переживания, чувства, настроения – это и есть Лонгитюд. Многие интервьюеры тщательно готовятся к новой волне исследования – просматривают предыдущие записи, изучают положение дел в бизнесе, которым занимаются респонденты (и это с учетом того, что за каждым интервьюером закреплено не менее 30 респондентов, а у одного из интервьюеров их 123). Предприниматели чувствуют неравнодушие, уважение к ним и с готовностью откликаются. Некоторые говорят, мол, какое счастье, что в такое время вы помните о малом бизнесе! Очень приятно, когда респонденты искренне благодарят за проявленный к ним интерес. Часто предприниматели, когда заканчивают отвечать на вопросы анкеты, начинают просто говорить о жизни. Получается такой сеанс психотерапии. Один интервьюер даже шуточно парировала отказ респондента с ней разговаривать со ссылкой на нехватку времени: «Как это у вас нет времени? Кто же вас будет слушать так внимательно, как я? Давайте, рассказывайте, как у вас дела». И он рассказал. 

Вы работаете в Лонгитюде Малого Бизнеса уже полтора года. Поменялось ли ваше отношение к нему за это время? Удается ли сохранить исследовательский интерес?

Анастасия Егорова: Еще как удается! Ведь у нас не бывает волн, похожих друг на друга – в каждой что-то новое. Скажем, в первую волну мы не опрашивали предпринимателей, закрывших свой бизнес, а теперь опрашиваем. Одни вещи (например, методика опроса) уже прочно укоренились, другие (например, взаимодействие с респондентами в различных условиях) нужно совершенствовать, поэтому мы все время чему-то учимся, узнаем что-то новое. В Лонгитюде нет рутины, поэтому у меня нет усталости, только исследовательский азарт.

Найля Абдулхаерова: Проект живой, развивающийся, но требует большой эмоциональной отдачи. Мне трудно выразить отношение к Лонгитюду каким-то одним словом, потому что это больше, чем работа, это – часть моей жизни.

Интервью подготовила Валентина Глянцева
© 2025 ФОМ