Главное о Панели и Лонгитюде Малого Бизнеса, а также о результатах и новых направлениях Проекта СМБиз
Серию Мастер-классов открыл президент ФОМа Александр Ослон. Он рассказал аудитории о прошлом, настоящем и будущем Проекта СМБиз, в частности о том, как во время пандемии зародился проект по изучению малого бизнеса (одной из самых пострадавших групп, ведь из-за локдауна многие предприниматели были вынуждены прекратить работу) и как в ходе него применялись новые качественные методы исследования (онлайн-фокус-группы с предпринимателями и беседы с ними). Александр Ослон также кратко рассказал о формировании Панели Малого Бизнеса – базы предпринимателей, согласившихся принимать участие в регулярных опросах ФОМа, и об исследованиях, на ней проводящихся, – Лонгитюде Малого Бизнеса ФОМ, проектах «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» и «Голоса предпринимателей». Президент ФОМа затронул и тему коммуникаций, представив информационные продукты Проекта – структуру и материалы сайта СМБиз, а также рассказал о подготовке ежегодных Докладов, проведении КЭП-сессий и мараФОМа, посвященного малому бизнесу.
«СМБиз – большой открытый инициативный проект гибридного типа, в котором сочетаются исследования, коммуникации и социальное влияние. Смысл Проекта – формирование знания о предпринимателях, об их бизнесе. Эти знания нужны многим: лицам, принимающим решения, и лицам, влияющим на них, представителям госорганов и бизнеса, но прежде всего – самим мыслящим предпринимателям. Сеть КЭПов – коммуникабельных экспертов-предпринимателей – главный адресат и партнер Проекта».
Александр Ослон, президент ФОМа
Мастер также обозначил новые направления Проекта СМБиз: ОмниМБ (репрезентативный опрос по тематике малого бизнеса), ЗдравМБ (изучение ментального здоровья предпринимателей), ПульсМБ (изучение бизнес-климата в регионах России), мараФОМ-МБ (проведение тематических форумов, митапов).
Подробнее о Панели Малого Бизнеса и о том, как она формируется, рассказал главный специалист Лаборатории анализа данных Тимур Османов. Упрощенно процесс выглядит так: проводится опрос по вероятностной выборке, примерно 55–75% респондентов соглашаются на повторное обращение (из них формируется База Согласившихся). Из Базы Согласившихся выделяется группа респондентов, которые назвали себя предпринимателями, потом проводится опрос-паспортизация для уточнения параметров бизнеса и включения в Панель. На сегодняшний день Панель Малого Бизнеса ФОМ насчитывает 9,7 тысячи респондентов. Ее преимуществами являются репрезентативность и отсутствие секретарского барьера между респондентом и интервьюером. Как отметил Тимур Османов, Панель – это не только база респондентов, но и выстроенная система коммуникации с ними, поскольку с предпринимателями работают специально обученные интервьюеры, звонок идет с определенного номера, который знают участники Панели, что повышает шансы на успешное проведение интервью.
На Панели можно проводить качественные, количественные и смешанные исследования, а также использовать ее для рекрута участников КЭП-сессий и Лонгитюда Малого Бизнеса.
«На Панели Малого Бизнеса мы не репрезентируем предприятия, мы репрезентируем предпринимателей, применяем человекоцентричный подход».
Тимур Османов, главный специалист Лаборатории анализа данных
Мастер также представил слушателям типологию исследований (кросс-секционные и лонгитюдные, к последним относятся исследования трендов, когортные и панельные исследования) и рассказал о перспективах панелей, на примере недавнего опроса продемонстрировав, что коэффициенты контактов и кооперации при проведении панельного исследования гораздо выше, чем при проведении обычного опроса.
Затем последовал совместный Мастер-класс специалистов по панельным исследованиям Анастасии Егоровой и Найли Абдулхаеровой, в рамках которого они подробно рассказали о Лонгитюде Малого Бизнеса, долгосрочном исследовании в партнерстве с НИУ ВШЭ.
Так, Анастасия Егорова обозначила ключевые отличия логнитюдов от обычных опросов, а также перечислила этапы развития проекта и подробно остановилась на организации и проведении работ по нему. В свою очередь Найля Абдулхаерова рассказала о взаимодействии лонг-интервьюеров с лонг-респондентами, о том, как на протяжении уже трех лет поддерживается интерес участников к исследованию. Например, с лонг-интервьюерами постоянно проводятся встречи, тренинги, их мнение учитывается при составлении и доработке анкет, их методические наблюдения тщательно изучаются. В то же время лонг-респонденты получают возможность на протяжении всего исследования общаться с одним и тем же интервьюером и выбрать метод опроса. По словам Мастера, живой отклик как у лонг-респондентов, так и у лонг-интервьюеров вызывают вопросы личного характера: о хобби, счастье, здоровье, любимых блюдах. Ответы предпринимателей на них часто становятся открытием для исследователей. Важнейшую роль играет коммуникация. ФОМ поддерживает и интервьюеров, и респондентов – поздравляет их с праздниками, направляет благодарственные письма, делится результатами исследований.
«Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ – самое человечное исследование. Лонг-интервьюеры не просто опрашивают, они слышат, чувствуют, понимают лонг-респондентов, поздравляют их с праздниками, благодарят, поддерживают. Это очень непростая работа, ведь интервьюерам нужно было научиться выслушивать отказы, переносы интервью, порой в резких выражениях, и при всем при этом демонстрировать настоящий интерес к респонденту. В Лонгитюде очень важна двусторонняя поддержка: и предпринимателей, и интервьюеров».
Найля Абдулхаерова, главный специалист по долгосрочным исследованиям Департамента сбора данных
В заключение Мастер-класса Анастасия Егорова подробно рассказала о Хабе СМБиз – хранилище данных исследований ФОМа, где содержатся в том числе данные всех проведенных волн Логнитюда, а также о том, как получить к ним доступ.
Серию Мастер-классов завершило выступление руководителя группы партнерских коммуникаций ФОМа Романа Бумагина. Мастер рассказал аудитории, как в условиях пандемии и турбулентности организовать и провести серию некоммерческих инициативных межрегиональных исследований малого бизнеса и подготовить информационные продукты по их итогам. Роман Бумагин ознакомил слушателей с историей создания трех Докладов: «Краш-тест малого бизнеса» (в его основу легли материалы онлайн-фокус-групп и глубинных онлайн-интервью с предпринимателями со всей страны), «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса» и «Малый бизнес: жизнь продолжается. Травмы, трансформации и обретения после февраля 2022 года» (по материалам сессий с коммуникабельными экспертами-предпринимателями).
«Вспоминая подготовку первого Доклада, могу сказать, что это было всеобщее единение. Мы могли созваниваться в любое время суток, что демонстрировало высокую степень сплочения команды, несмотря на то что между ее участниками пролегали иногда сотни, тысячи километров. Все горели общим делом. Повторить опыт подготовки первого Доклада казалось невозможным. Тем не менее мы взялись за второй».
Роман Бумагин, руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМа
Рефлексируя по поводу работы над Докладами, Роман Бумагин отметил, что, если в основе первого опыта лежали исследовательский азарт, драйв, то в основе последующих – организация. Со временем драйв институционализировался и серийность работы сама стала драйвером. Кроме того, межрегиональный исследовательский консорциум, который готовил Доклады, обеспечивал не только знание предметной области, профессиональный бэкгрануд и круг контактов, но и необходимую синергию, которая позволяла раскрыть уникальный потенциал исследовательской команды. По словам Мастера, факторами успеха этой работы являются актуальная общественно значимая тема, практическая ориентированность, наличие легкой конкурентной составляющей и – одновременно – духа взаимовыручки.