Как прошли Мастер-классы, объединенные темой «Поле»

Главное о проведении поквартирных опросов и экзитполов, а также о взаимодействии с региональными Партнерами

qr-code
Как прошли Мастер-классы, объединенные темой «Поле»

Эта серия Мастер-классов объединила четыре выступления, посвященные полевым исследованиям и важнейшей роли в них региональных Партнеров. Выступления были построены на структурированной информации, богатом профессиональном опыте и эмоциональных сентенциях. 

Управляющий директор Департамента сбора данных Екатерина Седых подробно рассказала о деятельности своего подразделения, которое сравнила с производственным цехом фабрики опросов – так мы называем ФОМ. Она перечислила исследования, которые реализует компания, – поквартирные и телефонные опросы, панельные опросы и лонгитюды, глубинные интервью, дискуссионные фокус-группы, онлайн-фокус-группы, экзитполы, а также рассказала о том, что позволяет их успешно проводить, – технологиях, рабочих процессах и сети региональных Партнеров. Это юридические лица по всей стране, среди которых есть и крупные исследовательские компании – авторитетные центры в своих регионах, и небольшие организации, которые работают только с ФОМом. Эта сеть была сформирована с первыми опросами в начале 1990-х. Екатерина Седых поделилась секретами успешного партнерства, рассказала, как находить партнеров и мониторить их работу. В конце своего выступления она озвучила вызовы работы в полях – это проблемы, связанные прежде всего с поиском интервьюеров и респондентов. 

На проведении опросов по месту жительства сосредоточилась в своем выступлении главный специалист Департамента сбора данных Анастасия Акулова. Она подробно остановилась на планировании таких исследований, в ходе которого учитываются размер анкеты и темы, число и производительность интервьюеров, погодные условия и специфика региона – в некоторых невозможно задать чувствительные социальные вопросы, поэтому респонденты отвечают на них письменно. Но даже несмотря на многолетний опыт и тщательную подготовку в поле регулярно случаются непредвиденные обстоятельства. 

«У большинства россиян день начинается одинаково: звонит будильник. А у полевика – со звонка Партнера».

Анастасия Акулова, главный специалист Департамента сбора данных

То, как интервьюеры выполняют свою работу, строго контролируется. Мастер на примере объяснила, о чем опытному менеджеру могут рассказать выгрузка анкет, маршрутные карты и отчеты. И привела несколько невероятных историй из жизни полевиков – например, когда на месте не оказалось моста, который есть на карте, а в населенном пункте в реальности был лишь один жилой дом. 

В завершение Анастасия Акулова представила портрет интервьюера и любопытные цифры. 93% интервьюеров – женщины, в среднем 53 лет. 65% работают интервьюерами регулярно, 31% нерегулярно. 59% работают пять лет и более. Лишь 20% работают только интервьюерами, 33% трудятся по найму где-то еще, 24% находятся на пенсии, 7% учатся в колледже, вузе. По словам спикера, 53% интервьюеров привлекает в их работе общение с людьми. А ведь это самое сложное, потому что никогда не знаешь, кто ожидает полевика за дверью, в каком настроении человек, согласится ли он ответить на вопросы и хватит ли у него терпения не прерывать анкетирование. 

Внимательный читатель наверняка заметил, что Партнеров мы указываем с заглавной буквы. Почему так – пояснил руководитель коммуникационного развития партнерской сети Роман Бумагин. Свое «исключительно сенсуалистское» выступление он начал с воспоминания, когда 20 лет назад переводил издаваемый ФОМом фундаментальный труд Ирвинга Гофмана «Анализ фреймов». В своей книге американский исследователь описал деятельность за фреймами – и это то, чем Роман Бумагин, по его словам, занимается в ФОМе. Это коммуникация с Партнерами «поверх базового производственного общения», о котором говорила Анастасия Акулова. 

Мастер отметил партнероцентричность ФОМа, в основе которой – внимание, уважение и равноправные деловые отношения. И неформальная коммуникация, в рамках которой крайне важны душевность, развитие, образовательные моменты, делает коммуникацию относительно производственных вещей более эффективной. 

«Решая какой-нибудь производственный вопрос в ФОМе, мы иногда сталкиваемся с тем, что сами не обладаем необходимыми компетенциями. И нам не составляет труда позвонить Партнеру и спросить совета. Нередко такой разговор на пять минут длится час, полтора, а то и два часа. После него мы выходим заряженные полностью информацией о предметной области, которой нам не хватало, а еще – позитивом и желанием общаться и продолжать делать вместе крутые вещи».

Роман Бумагин, руководитель коммуникационного развития партнерской сети

По его словам, в рамках такого взаимодействия растет мышность – от слова «мы». Эта мышность обозначает сообщность, единство, которое выражается в том числе в правиле писать «Партнеры» с заглавной буквы и говорить исключительно «мы», а не «они». 

К теме проведения опросов вернулся управляющий директор Департамента опросов населения Алексей Чуриков. Его выступление было посвящено экзитполам – опросам на выходе с избирательных участков, когда у респондента спрашивают, за кого он проголосовал. Первый экзитпол ФОМ провел на выборах в Госдуму 19 декабря 1999 года – он прошел в 20 крупных городах. Как сказал Мастер, это была репетиция, а вот премьера состоялась на выборах президента России 26 марта 2000 года – тот экзитпол охватил 800 избирательных участков в 347 населенных пунктах 64 субъектов РФ. 

«Этот экзитпол был для ФОМа как первый полет в космос для страны».

Алексей Чуриков, управляющий директор Департамента опросов населения

Мастер подробно остановился на выборке – методике отбора избирательных участков и тех, кого на них опрашивают интервьюеры. Объясняя тонкости построения выборки, Алексей Чуриков вспомнил и нюансы проведения подобных опросов в прошлом. Тогда результаты фиксировались на бумаге, а данные передавались по обычному телефону – мобильных еще не было, и интервьюеру требовалось заранее предусмотреть возможность для звонка – найти автомат, договориться с председателем избирательного участка или жителями близлежащих домов. 

За четверть века методика проведения экзитпола неоднократно менялась. Были незначительные изменения – когда, например, начали фиксировать пол и возраст респондентов или перешли с бумаги на планшеты и стали передавать данные онлайн, так и существенные. В 2020 году из-за коронавируса голосование по поправкам в Конституцию длилось не один, а семь дней, что значительно удорожало и усложняло исследование – тогда ФОМ и ВЦИОМ поделили выборку пополам. 

В завершение своего Мастер-класса Алексей Чуриков привел таблицы с результатами и параметрами федеральных экзитполов на выборах в Госдуму и президентских выборах. Отдельно он остановился на проценте отказов: если раньше доля отказов составляла до 32%, то с 2018 года показатель превышает 36%. Люди все чаще отказываются говорить, за кого они проголосовали. 

Михаил Володин
© 2024 ФОМ