Как прошли Мастер-классы, объединенные темой «Качественные методы»

Главное о фокус-группах и глубинных интервью, беседах и краудсорсинге

qr-code
Как прошли Мастер-классы, объединенные темой «Качественные методы»

Первый в серии Мастер-классов назывался «Качественные методы: смыслы, принципы, техники, ограничения», и провели его представители группы «Организация опросов качественными методами». Руководитель группы Лейла Васильева начала с азов. Она заявила о том, что полстерство – это не наука, а ремесло, и предложила присутствующим в зале слушателям порассуждать об отличиях качественных методов от количественных. Массовые опросы строятся на выборке, действующими лицами являются интервьюер и респондент, при этом роль интервьюера сводится к минимуму, поскольку он строго следует анкете. В качественных исследованиях отсутствует репрезентативность, действующими лицами являются модератор и информант, а роль модератора, работающего по гибкому гайду, принципиальна. Главное же отличие, по словам Лейлы Васильевой, заключается в том, что количественные исследования отвечают на вопрос «Сколько?», а качественные – на вопрос «Почему?». 

Ведущий специалист группы Ольга Ефимова подробно рассказала об этапах проведения качественных исследований. Любопытно, как на этапе разработки инструментария составляются гайд, который включает разогрев (рассказ о правилах проведения фокус-группы, короткое знакомство и пару уточняющих вопросов) и несколько тем, и скрининговая анкета. Мастер показала пример такого гайда – и действительно, в вопросах очень часто встречается слово «почему». 

А главный специалист группы Елена Самкович остановилась на фокус-группе как методе социологического или маркетингового исследования, который представляет собой модерируемое групповое обсуждение какой-либо проблемы, темы или продукта. 

«Ценность фокус-групп заключается в групповой динамике – когда ответы одних информантов влияют на мнение других, и задача модератора – выстроить работу группы так, чтобы эта динамика возникла».

Елена Самкович, главный специалист группы «Организация опросов качественными методами»

По словам Мастера, для успешного проведения фокус-группы нужно следовать принципу социальной однородности участников. Она учитывает критерии, на основании которых подбираются участники: возраст, образование, пол, доход и т. д. При этом на фокус-группы не берут людей, знакомых друг с другом и профессионально занимающихся предметом или темой исследования, а также социологов, политологов, маркетологов, журналистов и так называемых профессиональных респондентов – тех, кто ходит на все фокус-группы ради заработка.  

Отдельно Елена Самкович рассказала о специфике онлайн-фокус-групп. В отличие от очных фокус-групп, где может быть до 12 участников, в таком случае она настоятельно рекомендовала ограничиться шестью. Респонденты отвлекаются, могут в момент проведения фокус-группы быть на работе или за рулем, у кого-нибудь обязательно возникают проблемы со связью. 

Другое дело – глубинные интервью: информант один и он максимально вовлечен в беседу. Такие интервью бывают экспертными и нарративными. О них рассказала Лейла Васильева. Она же завершила Мастер-класс рассуждением о том, что профессия модератора дает человеку. По ее словам, это хороший заработок на аутсорсе, поскольку классный модератор – на вес золота, и всестороннее развитие. 

С разговора об удачном выборе профессии начала свой мастер-класс управляющий директор ФОМа Лариса Паутова. Она призналась, что профессия социолога позволяет ей осмыслять мир, находиться в информационном потоке, общаться с интересными людьми, а еще – выживать в сложных ситуациях, например в пандемию. В качестве примера Мастер привела Проект коронаФОМ, в рамках которого изучалось влияние пандемии коронавируса на различные сферы нашей жизни, и родившийся тогда формат исследований «Беседы». За время Проекта Лариса Паутова вместе с коллегами, Лидией Лебедевой и Радиком Садыковым, провела 43 беседы с социальными мыслителями о том, что же происходило в пандемию.  

Социальные мыслители – это социологи и специалисты из близких сфер: философы, политологи, антропологи, демографы, историки, культурологи, географы. В общем, все те, кто наиболее остро чувствует социальные сдвиги в жизни общества в условиях пандемической реальности. 

«Беседы с социальными мыслителями были непохожи на журналистские интервью, которые иногда строятся на неудобных вопросах и конфликте. Наши разговоры отличали академическая близость и общие переживания».

Лариса Паутова, управляющий директор ФОМа

Социологи ФОМа говорили со своими собеседниками о влиянии пандемии и самоизоляции на человека, сообщества, институты, вместе фиксировали актуальные изменения в установках на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, делились друг с другом наблюдениями за жизнью локальных сообществ.  

Лариса Паутова рассказала, как она искала новых собеседников, регулярно обращаясь к своему списку друзей в соцсетях, и о неожиданных идеях. Например, посмотрев батл Оксимирона и Гнойного, она задумала свести в споре корифеев индустрии и своих добрых знакомых Игоря Задорина и Дмитрия Рогозина. Имя победителя Лариса Паутова тактично не назвала. Ну а итогом всей этой удивительной исследовательской работы стали две книги из серии «Социология пандемии».  

Еще об одном жанре в качественных исследованиях, «принятом далеко не всеми», – краудсорсинге, рассказал президент ФОМа Александр Ослон. Это метод выполнения работ силами многих людей, незнакомых друг с другом, – они выдают суждения, голосуют за них, и в результате выбираются лучшие мысли и лучшие участники. Мастер вспомнил, что само слово «краудсорсинг» возникло после выхода в 2004 году книги Джо Аберкромби «Мудрость толпы», а в ФОМе краудсорсинг появился в 2008 году вместе с идеей «стихийных соавторов». Тогда в рамках одного из проектов респондентов просили посмотреть телепрограммы и оставить свои отзывы о них. Позже появились краудсорсинговые проекты, участникам которых пришлось работать с текстами. В рамках одного из них они предлагали поправки к закону о рыболовстве и за них же голосовали. Александр Ослон рассказал, что в апреле 2011 года тогдашний премьер-министр Владимир Путин, выступая в Думе, заявил, что правительство намерено предложить новый формат разработки правовых актов: публичные обсуждения информационных технологий на основе отбора наиболее здравых, содержательных предложений через механизмы электронного голосования. По словам Мастера, это означало, что идея краудсорсинга была подхвачена на самом высоком уровне. 

Также Александр Ослон вспомнил мероприятие в честь 170-летия Сбербанка, которое состоялось 11 ноября 2011 года. Незадолго до этого ФОМ запустил краудсорсинговый проект «Будущее Сбербанка» – о том, каким крупнейший банк страны будет через 10 лет.  

«На торжественном мероприятии в Гостином Дворе собрались крупнейшие банкиры, олигархи, промышленники, чиновники. Говорили не о банковском деле, а о краудсорсинге. Потому что Герман Греф заразился этой идеей – он считал, что будущее связано с коллективным разумом, который создается в режиме краудсорсинга. На том же мероприятии Владимир Путин, выступая, впервые произнес слово «краудсорсинг».

Александр Ослон, президент ФОМа

Краудсорсинг стал модным, и в 2014 году ФОМ начал разрабатывать собственную платформу «КраудСпейс». На ней были реализованы такие проекты, как «Счастье в дом» для телеканала «Бобер», «Фабрика здоровья» для Минздрава, «Деловая книга года» и «Здравомыслие» для компании «Технология доверия», «Деловой мир Арктики» для Комиссии по Арктике, а также «Бизнес в антикризисе» для Сбербанка. По словам Александра Ослона, тогда еще не было слова «антихрупкость», но уже было понятно, что в кризисе некоторые бизнесы не только выживают, но и развиваются. В рамках проекта «Бизнес в антикризисе» предприниматели делились друг с другом советами по выживанию в трудные времена. По итогам этой работы несколько самых активных участников были приглашены на деловой завтрак Сбербанка в рамках Петербургского международного экономического форума.  

«Мы предложили участникам проекта помочь с билетами до Санкт-Петербурга, а один из них, предприниматель с Дальнего Востока, ответил: «Не надо мне помогать. У меня свой самолет». Он здорово вырос в кризис и целыми днями сидел на «КраудСпейсе», рассказывая другим предпринимателям, как выживать в тяжелой ситуации».

Александр Ослон, президент ФОМа

В завершение своего выступления Мастер привел типологию краудПроектов и объяснил, как типы влияют на суть. 

Михаил Володин
© 2024 ФОМ