Как прошли Мастер-классы, объединенные темой «Данные»

Главное о G-Системе, анализе данных, автоматизации и правилах составления аналитических отчетов

qr-code
Как прошли Мастер-классы, объединенные темой «Данные»

Первый Мастер-класс был посвящен G-Системе – базе данных ФОМа, предназначенной для размещения результатов социологических опросов, их хранения и обработки, а также выполнения необходимых преобразований и расчетов. Подробно о ее структуре, особенностях и функционале рассказала начальник отдела обработки и анализа данных Елена Галицкая. Она отметила, что G-Система обеспечивает надежное хранение и защиту данных, дистанционный доступ к ним, а также возможность использования специальных программ с целью углубленного анализа и визуализации данных. 

«G-Систему отличают удобство использования, дружественный интерфейс, быстрый импорт и экспорт данных. Система эффективно и надежно хранит наши данные, позволяя работать с ними дистанционно. Несколько специалистов могут работать с одним и тем же опросом одновременно, а один специалист – с результатами нескольких опросов. Кроме того, G-Система позволяет создавать, загружать и хранить документы, необходимые для работы с данными».

Елена Галицкая, начальник отдела обработки и анализа данных 

Также Мастер познакомила студентов с базовыми понятиями G-Системы (опрос, макет анкеты, логика переходов и т. д.) и продемонстрировала ее основные вкладки. В конце выступления Елена Галицкая отметила, что близится к завершению разработка новой версии системы управления базой данных, которая позволит, в частности, анализировать панельные данные. 

В рамках следующего Мастер-класса начальник Лаборатории анализа данных Ефим Галицкий рассказал об основных направлениях работы своего подразделения. Помимо анализа данных, Лаборатория осуществляет программную поддержку полевых работ и автоматизирует подготовку отчетов.  

Освещая тему многомерного анализа, Ефим Галицкий остановился на этапах исследовательской работы (формулирование теоретических понятий, в терминах которых предполагается описывать глубинные свойства изучаемого объекта, выдвижение гипотез о связях между глубинными свойствами, разработка вопросов анкеты, опрос, нахождение латентных переменных, служащих измерителями глубинных свойств, проверка гипотез о взаимосвязях между латентными переменными и уточнение теоретических понятий). Мастер также подробно рассказал о методике кластерного анализа, составлении типологических групп и на примере анализа ожиданий малого бизнеса от государства продемонстрировал студентам «как загадочные аморфные кластеры заменяются на простые и ясные типы». Он также уделил внимание прогностическим возможностям Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ и электоральным прогнозам. 

Говоря о программной поддержке полевых работ, Ефим Галицкий показал, как стандартная анкета в формате Word превращается в ту, что интервьюер видит на планшете, а также рассказал об адаптации анкет к потребностям регионов и телефонным опросам. Мастер-класс завершился кратким описанием автоматизации подготовки отчетов. 

Продолжая тему отчетов, руководитель Департамента координации работ Татьяна Золотухина и главный аналитик Григорий Кертман в рамках совместного Мастер-класса рассказали, для кого и как делаются аналитические отчеты. Мастера назвали основные категории потребителей информации о результатах социологических исследований: власть, бизнес, общество и научно-исследовательское сообщество. 

«Общество ни в коем случае не является заказчиком, но в идеале оно должно быть главным потребителем социологической информации. Службы изучения общественного мнения, такие как ФОМ, являются прежде всего институтом самопознания общества. Информация о том, как устроено и эволюционирует общественное мнение, работает на повышение интерпретативной рациональности и коммуникативной компетентности всех социальных субъектов. Жить в обществе, которое знает себя, комфортнее и безопаснее».

Григорий Кертман, главный аналитик ФОМа

Возвращаясь к подготовке отчетов, Татьяна Золотухина представила классификацию отчетных материалов (по предмету и модели анализа, форматам, объемам, требованиям к оформлению, типам анализируемых данных и т. д.). А Григорий Кертман на примерах продемонстрировал отличия описательного отчета от аналитического и перечислил обязательные элементы текстового отчета. 

Далее Мастера рассказали о «гигиенических» правилах аналитической профессии. Так, аналитик должен помнить, что имеет дело с субъективной реальностью, уметь «слушать» цифры и грамотно читать данные, должен показывать распределение ответов полностью и учитывать статистическую погрешность. А кроме того, избегать смысловых подмен, не забывать о специфике открытых вопросов, не путать проценты с процентными пунктами и стараться быть беспристрастным. 

В заключение Мастер-класса Татьяна Золотухина перечислила основные правила визуализации отчетов (главное из которых – визуализация должна облегчать, а не затруднять восприятие информации) и разобрала несколько типичных ошибок. Мастер отметила, что для того, чтобы грамотно составлять отчеты, необходимы не только знания и опыт, но и постоянная рефлексия, тренировка аналитических навыков и умение работать в команде. 

Валентина Глянцева
© 2025 ФОМ