Как прошли Мастер-классы, объединенные темой «АП-ОМ»

Главное об исследованиях по заказу Администрации президента

qr-code
Как прошли Мастер-классы, объединенные темой «АП-ОМ»

Серию Мастер-классов, посвященных изучению общественного мнения в рамках сотрудничества с основным заказчиком – Администрацией президента, открыл президент ФОМа Александр Ослон. В начале своего доклада, который назывался «История и Смыслы», он отметил, что считает Администрацией президента не конкретную организацию, а высшие органы власти в России в целом – людей из Кремля, Думы, Совета Федерации, а также губернаторов и министров, которые заинтересованы в опросных данных ФОМа, поскольку хотят понимать, что заботит население. Государственный заказ на изучение общественного мнения непрерывно реализуется с 1996 года, но в своем выступлении Александр Ослон затронул и более ранний период – с 1992-го по 1995 год, когда только зарождался ФОМ. 

По словам Мастера, в 1992 году произошла настоящая революция, когда правительство отменило контроль за ценами, что моментально ощутили все жители страны. Небывалый рост цен и инфляция на уровне 2500% повлекли и отмену всех правил, превратив людей в подростков, которым предстояло заново учиться жить – самим находить ответы на фундаментальные вопросы. Учителем выступала реклама – она объясняла, как жить, и рассказывала о новых товарах и услугах. Деньги тогда стали наиглавнейшей ценностью. А потом были раскол между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом, принятие новой Конституции и первые выборы в Государственную думу, на которых победила ЛДПР Владимира Жириновского, вызвав у политической элиты шок. Уже тогда ФОМ прогнозировал результаты выборов, и эти данные приводили на телевидении – в еженедельной информационно-аналитической программе Евгения Киселева «Итоги».  

«Это был первый год самостоятельной работы ФОМа. В стране все было очень плохо. Очень сложно. И очень интересно. Мы проводили опросы, строили региональную сеть, писали программы для обработки данных, общались с медиа, которые расхватывали нашу информацию как горячие пирожки, потому что никто не знал, что ответят люди на какой бы то ни было вопрос. Результаты опросов были абсолютным откровением для большинства людей. Это сейчас все всё знают, а тогда жадность потребления информации была фантастической. Нас цитировали, и никаких усилий для пиара и рекламы нам не требовалось».

Александр Ослон, президент ФОМа

Далее Мастер вспомнил про развал экономики, разгул криминала и возникновение финансовых пирамид, которым старушки отдавали остатки сбережений в надежде заработать. В то же время происходили залоговые аукционы – государство за очень небольшие деньги отдавало предприятия в руки людей, которых назвали олигархами. В 1995-м были война в Чечне и абсолютное безденежье. Казалось, страна зашла в тупик. 

Следующий, 1996 год был годом президентских выборов. ФОМ, который к тому времени уже стал известным брендом, занимался расчетом предвыборных рейтингов для штаба Бориса Ельцина. В этом штабе был и Александр Ослон. По его словам, он сразу заметил, что все вокруг были уверены в победе своего кандидата. Однако данные опросов не давали повода для оптимизма. Потребовались усилия, чтобы заставить штаб трезво взглянуть на ситуацию и скорректировать стратегию. Как отметил президент ФОМа, опросы оказались не только источником рейтингов, но и компасом для построения эффективной избирательной кампании. Были проведены правильные коммуникации, настроение в обществе переменилось, и это позволило Борису Ельцину одержать победу на выборах. Та ситуация консолидировала демократическую, западно ориентированную, часть элит и способствовала становлению АП, для которой были характерны новые люди и новый стиль. 

После выборов оптимизм рассеялся, война в Чечне остановилась и на первый план вышли невыплаты пенсий, пособий, зарплат. А ФОМ начал проводить регулярные еженедельные опросы по актуальным темам – те, что тогда назывались «Пентой», а теперь – «Доминанты». 

Затем Александр Ослон рассказал о Ельцинской эпохе, о том, как сменяли друг друга премьер-министры Виктор Черномырдин, Евгений Примаков, Сергей Степашин и как в 1999 году на политическом горизонте появился Владимир Путин. К выборам 2000-го рейтинг будущего президента стремительно вырос. По словам Мастера, наступил переломный момент: люди впервые выразили совершенно невиданный оптимизм, стали больше и лучше работать, в стране начался экономический рост. А ФОМ, как метеорологи описывают погоду, описывал то, что происходило в социальной атмосфере. По заказу Администрации президента велась и ведется огромная работа, и, как отметил Александр Ослон, эти 28 лет показали: там хорошо разбираются в опросах и ценят данные ФОМа. 

Тему опросов продолжила директор Департамента координации работ Татьяна Золотухина. Она посчитала, что за более чем 30 лет ФОМ провел около 1550 еженедельных опросов, и подробно остановилась на «Доминантах». Мастер объяснила, как проводятся еженедельные опросы, и показала, как выглядит бюллетень «Доминанты. Поле мнений». Он содержит таблицы и графики, отражающие ключевые индикаторы общественного мнения (отношение к ключевым политическим институтам, рейтинги), факторы формирования общественного мнения (то, что может повлиять на индикаторы, – события недели, настроения окружающих) и актуальные темы общественного мнения. 

После этого Татьяна Золотухина привела несколько интересных цифр, отражающих изменение общественного мнения со временем. Например, в 2005 году 52% россиян считали, что их материальное положение в большей мере зависит от независящих от них обстоятельств, и лишь 42% – что от их собственных усилий, а вот в 2020 году ситуация кардинальным образом изменилась: доли составили 38 и 56% соответственно. В завершение своего выступления Мастер привела цитаты коллег о том, что проект «Доминанты» означает лично для них. Вот что сказала ведущий специалист по специальным проектам Алена Рожкова: «Доминанты» в широком смысле, начиная от анкеты, это годами отлаженный механизм с четким графиком. И если одни моменты можно корректировать, то другие неизменны: данные опроса все равно придут в понедельник и все включатся в работу, даже если это выходной день, даже если снегопад и до офиса не доехать из-за пробок. Даже мои дети уже знают, что вечером в понедельник у мамы работа, всегда». 

Главный аналитик ФОМа Григорий Кертман рассказал о некоторых региональных исследованиях. Большую часть своего выступления он посвятил ГеоВыборам – электоральному мониторингу, который позволяет определять предвыборный рейтинг на выборах глав регионов. Он подробно остановился на технологии исследования и перечислил его главные темы. Это социальная атмосфера в регионе, проблемное поле, индикаторы популярности и имидж губернатора, информационное поле и электоральная перспектива. За годы проведения проект эволюционировал – в частности, изменились сроки проведения мониторинга и его интенсивность, сместился фокус от взвешивания шансов кандидатов к оценке вероятности конкурентного сценария. 

Затем Григорий Кертман рассказал о региональных исследованиях. Он подробно остановился на проекте ФОМ-Терри. Это комплекс опросов взрослого населения, которые проводились на определенной территории (в городе, области, крае, республике, федеральном округе) в целях изучения социальной ситуации по параметрам и индикаторам, важнейшим для системы управления. В настоящее время проект не реализуется, но в период его максимальной активности (в 2010–2012 годах) он проводился в разных форматах более чем в 20 регионах. Проект демонстрировал политические индикаторы, социальные проблемы региона, эффективность деятельности региональной власти и СМИ, уровень жизни, инновационный потенциал региона. Ключевым преимуществом проекта являлась возможность сравнения результатов с аналогичными данными по России и другим федеральным округам за разные годы. 

Кроме того, Григорий Кертман рассказал про мониторинг в Московской области – чисто утилитарный опрос городского и сельского населения 60 муниципальных образований по методу f2f, который проводится ежегодно с 2014 года. Он позволяет выявить конкретные проблемы, которые волнуют население – например, связанные с водоснабжением, газоснабжением или транспортом, и сформировать подробную карту запросов, с которыми после работают на местах. 

В завершение Мастер рассказал о региональных исследованиях для бизнеса и привел любопытные примеры. 

«Заниматься региональными исследованиями гораздо интереснее, чем федеральными. Про страну, несмотря на то что она меняется и меняется новостная повестка, мы столько знаем, что ощущение запаха открытия возникает очень редко. А вот когда ты идешь в какой-либо регион и начинаешь вникать в местную специфику, там можно много любопытных для себя вещей обнаружить и понять про Россию что-то такое, чего ты иначе бы и не понял».

Григорий Кертман, главный аналитик ФОМа

В рамках серии планировался также Мастер-класс, посвященный проекту ГеоРейтинг, директора Департамента сбора данных Екатерины Седых, но он не состоялся из-за болезни спикера. Вместо этого мастера, включая начальника Лаборатории анализа данных Ефима Галицкого, отвечали на многочисленные вопросы слушателей.  

Михаил Володин
© 2025 ФОМ