Как прошел Мастер-класс «Внутренние коммуникации»

Главное о том, зачем и для кого делаются проекты «ФОМ-Газета» и «Поле.ФОМ»

qr-code
Как прошел Мастер-класс «Внутренние коммуникации»

Мастер-класс, завершающий курс «ФОМоведение», был посвящен коммуникациям внутри компании.

В начале мероприятия ведущий специалист по организации проектов Михаил Володин рассказал студентам об особенностях, структуре и этапах создания ФОМ-Газеты – онлайн-издания, посвященного жизни ФОМа, которое регулярно выходит с октября 2022 года. В газете есть четыре рубрики: «Новости» (события в жизни компании), «Мы – социологи (материалы о профессии), «Мы – сотрудники» (истории о коллегах, их жизни за пределами ФОМа) и «ФОМоведение» (материалы о Мастер-классах). На страницах издания находится место для разных форматов публикаций: заметок, репортажей, рассказов, эссе, интервью.

Михаил Володин отметил, что изначально аудиторией газеты были только сотрудники компании, но затем она стала включать и ФОМ-Облако, а также всех, кто знает ФОМ и интересуется тем, что в нем происходит.

1/2

«Надо сказать, что мы не прилагаем специальных усилий по расширению аудитории издания. Мы просто хотим, чтобы газету читали те, кто искренне интересуется ФОМом. Газета не только несет информирующую функцию, но и служит средством формирования корпоративной культуры. Основная ее роль – развитие у аудитории ФОМ-идентичности, ощущения сопричастности к тому, что происходит в компании».

Михаил Володин, ведущий специалист по организации проектов

Рассказывая о подготовке ФОМ-Газеты, Михаил Володин привел в пример несколько ярких материалов, которые были созданы при помощи коллег или написаны ими: «Фото на память» – фотоальбом архивных снимков сотрудников с трогательными подписями-историями, «У Лесли Киша в учениках» – рассказ управляющего директора Департамента опросов населения Алексея Чурикова о том, как он учился у гуру выборки, «Вы за нами еще побегаете!» – репортаж со стартового забега клуба «Бегущий ФОМ». Мастер отметил, что важно, чтобы сотрудники ФОМа не только читали газету, но и помогали ее создавать: рассказывали о профессии, коллегах, самих себе. Он также поблагодарил коллег за инициативность и помощь в подготовке издания.

А руководитель группы партнерских коммуникаций Роман Бумагин рассказал о проекте «Поле.ФОМ». «Поле.ФОМ» – это веб-площадка для обмена объединяющими смыслами и новостями в сообществе региональных Партнеров ФОМа. По словам Романа Бумагина, «Поле.ФОМ» был задуман как место, где можно поделиться опытом реализации яркого исследовательского проекта, и место для обширной программы кросс-обучения. Важно, что на этой площадке ФОМ общается не только с Партнерами, которые часто являются предпринимателями, но и с их сотрудниками – интервьюерами, которым крайне важно осознавать социальный смысл своей работы.

1/2

«Мы говорим с коллегами в русле бизнес-партнерства и в русле исследований, говорим с интервьюерами про конечный смысл их работы, тем самым способствуя улучшению качества человеческого капитала».

Роман Бумагин, руководитель коммуникационного развития партнерской сети

Рассказывая об эффективности коммуникаций, Роман Бумагин назвал несколько приемов, которые не стоит использовать. На примерах из сериала «Друзья», фильма «Мимино» и неудачных публикаций СМИ он показал, что не стоит употреблять слова, значение которых непонятно участникам коммуникации, прибегать к канцеляризмам, делать утверждения в будущем времени, злоупотреблять кликбейтными заголовками, а также нужно осторожнее обращаться с пространственными метафорами.

По мнению Романа Бумагина, в общении очень важно, чтобы за словами не стояла пустота, чтобы они были не только полновесными, но и берущими за душу. Яркое выступление не дало студентам заскучать, и они задавали Мастеру уточняющие и философские вопросы.

1/2

Что сказали о Мастер-классе студенты

«На последнем занятии нам рассказывали про ФОМ-Газету и «Поле.ФОМ». В целом впечатления от Мастер-класса остались максимально положительные. Понравилось слушать про создание газеты, а также впечатлила лекция Романа Бумагина про ошибки в коммуникации». 

Андрей Ильин-Какуев, 2-й курс

___

«В последний день курса запомнилась презентация Романа Бумагина – он очень интересно рассказывал о, казалось бы, простых вещах и дополнил свое выступление множеством классных примеров. Дальше, конечно, были вкусная пицца (спасибо за порции без мяса) и милая последняя посиделка в кофе-брейк-зоне». 

Виктория Крысова, 3-й курс

Материал подготовила Валентина Глянцева / Опрос студентов провел Григорий Смирницкий
© 2025 ФОМ