Главное об изучении антихрупкого бизнеса, измерении инфляционных ожиданий и оценке финансовой грамотности населения
Мастер-класс начался с выступления Алины Соболевской, которая представила исследовательско-коммуникационный проект «Стать предпринимателем» (СтаП). Ведущий специалист по организации проектных работ отметила, что СтаП находится на этапе разработки, и подробно рассказала о том, как он был придуман. Целевая аудитория проекта – подростки, которые проявляют интерес к предпринимательству. Чтобы выяснить, что мотивирует их выбрать определенный профессиональный путь, ФОМ решил провести всероссийское исследование родителей и их детей-подростков. По словам Алины Соболевской, это необходимо для того, чтобы вычленить дух предпринимательства и уже затем развить его у целевой аудитории. Ее планируется объединить в сообществе на платформе «КраудСпейс», где с подростками будут работать наставники – действующие предприниматели, которые будут делиться с ребятами личным опытом. Одним из результатов этой работы станет медийный продукт – первый в России видеожурнал «Стать предпринимателем».
Рассказывая о СтаПе, Алина Соболевская обозначила ряд сложностей, в том числе связанных с построением онлайн-сообщества, проверкой гипотез о медийном продукте и общением с подростками (для этого необходимо получить разрешение родителей или школы), и поделилась вариантами решений.
«Я люблю публичные выступления, поэтому получила удовольствие от проведения Мастер-класса о проекте «СтаП». Было здорово рассказать историю создания и развития этого исследовательско-коммуникационного направления ФОМа, вспомнить, как много мы уже придумали и сделали, и с оптимизмом посмотреть в будущее, в котором мы запускаем пилотные версии онлайн-сообщества подростков и Telegram-канала с их видеорассказами об опыте общения с наставниками-предпринимателями. Приятно было видеть интерес студентов и слышать отзывы коллег, которым тоже был любопытен мой рассказ».
Алина Соболевская, ведущий специалист по организации проектных работ
Об исследовательском направлении ФОМа «Антихрупкость», целевой аудиторией которого являются состоявшиеся предприниматели, рассказала Юлия Кот. Руководитель отдела «Проекты» сделала небольшую отсылку к трудам американского экономиста и публициста Нассима Талеба и определила антихрупкость как способность организма или структуры извлекать выгоду из неудач, улучшаться под воздействием стрессов. Юлия Кот подчеркнула, что антихрупкость – это не про эластичность или гибкость, а про тренируемость и закаляемость.
Направление «Антихрупкость» родилось в ходе Проекта коронаФОМ, когда социологи ФОМа выясняли, как руководители различных компаний адаптируются к кризису, вызванному пандемией и мерами борьбы с ней. Тогда, в период с апреля 2020 года по июнь 2021 года, было проведено 70 бесед с руководителями по видеосвязи. По словам Юлии Кот, такой формат позволил взять интервью не только в Москве, сохранить эффект личного общения и в последствии опубликовать ролики, в которых информанты сами рассказывают свои истории. Социологов интересовало, как бизнесмены отреагировали на кризис, с какими проблемами столкнулись и как их решили, какие тренды они выделили и чего ожидали в дальнейшем, ну и наконец, какие уроки извлекли из этой ситуации. Впоследствии были выделены шесть способов адаптации бизнеса в пандемию, а также свойства антихрупких компаний – ряд характерных черт, которые позволили им не только выжить, но и развиться. Это оптимистичное отношение к кризису и изменениям, умение избавляться от хрупких частей бизнеса, забота о сотрудниках и развитая корпоративная культура, постоянное совершенствование продуктов и услуг, умение выстраивать коллаборации и бережное отношение к ресурсам.
События 2022 года вновь потребовали от предпринимателей принятия быстрых решений, поиска новых стратегий адаптации, и на этом фоне тема антихрупкости приобрела новую актуальность. Поэтому с марта 2022 года ФОМ вернулся к беседам с руководителями бизнеса, но в этот раз их стали расспрашивать об адаптации в условиях СВО и антироссийских санкций. Как отметила Юлия Кот, первые результаты исследований показали, что при любых социальных потрясениях находятся антихрупкие предприниматели.
Мастер также рассказала о развитии исследовательского направления «Антихрупкость». По словам Юлии Кот, в какой-то момент команда поняла, что ее миссия – не просто зафиксировать и обобщить опыт предпринимателей, но и поделиться им с другими представителями бизнес-сообщества, чтобы они тоже смогли найти собственные пути адаптации к кризису. Так появилась идея сформировать практические советы, как повысить устойчивость и антихрупкость бизнеса, и оформить их в форме обучающего интенсива. Как отметила Юлия Кот, интенсив будет ориентирован в первую очередь на начинающих предпринимателей, чей опыт преодоления кризисов невелик. В настоящий момент он находится на этапе разработки.
Далее было представлено исследовательское направление «Финансовое поведение», которое существует с 2006 года и включает множество разнообразных проектов. Руководитель группы «Финансовое поведение» Людмила Преснякова вспомнила, что началось все с запроса Московской биржи (до 2011 года – Московская межбанковская валютная биржа. – Прим. авт.), которая хотела, чтобы ФОМ выяснил, готовы ли россияне покупать акции крупных компаний, и посчитал потенциал частного инвестирования. Далее она обозначила ключевые вехи направления, в частности изучение проблематики пенсионной реформы, налоговой культуры населения, совместный с Агентством по страхованию вкладов проект по оздоровлению банковской сферы.
Подробно Мастера остановились на двух больших проектах, которые реализуются по заказу Банка России. Первый проект – «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения». Этот уникальный для российского исследовательского рынка проект существует с 2009 года. За это время было проведено более 120 волн опросов, опрошены около 240 тысяч респондентов. Полученные в результате социологического мониторинга данные помогают Центробанку изучать инфляционные ожидания населения, которые он использует в денежно-кредитной политике. Старший специалист группы «Финансовое поведение» Анастасия Берсенева объяснила, что в рамках проекта ежемесячно измеряются уникальные показатели на основе специально разработанного опросного инструментария по четырем ключевым темам: Индекс потребительских настроений, инфляционные ожидания населения, кредитные установки и поведение, а также сберегательные настроения и поведение населения. Она рассказала, какие вопросы задаются для измерения уровня инфляционных ожиданий, аргументации респондентов о причинах изменения цен в будущем, а также о механизмах формирования инфляционных ожиданий. Второй проект – «Оценка уровня финансовой грамотности населения РФ». Мастера рассказали о методике измерения финансовой грамотности с учетом российской специфики и в качестве примера привели панели показателей финансовой грамотности молодежи и населения в целом.
Свое выступление Людмила Преснякова и Анастасия Берсенева завершили короткой презентацией книги «Деньги и коронаВирус: как россияне переживают кризис», которая является результатом Проекта коронаФОМ и входит в серию книг «Социология пандемии».
«Выступление на этом Мастер-классе было моим третьим публичным выступлением в статусе сотрудника ФОМа. Я очень переживала, много репетировала – и все прошло хорошо. Мне было спокойно выступать рядом с профессионалом своего дела – Людмилой Пресняковой, поскольку я была уверена, что, если я что-то забуду, она подскажет и дополнит мой рассказ. Студентов было не очень много, и это немного расстроило, так как хотелось рассказать о проектах группы «Финансовое поведение» большему числу ребят. Атмосфера в зале была дружеской, студенты слушали и отвечали на вопросы. Мне понравилось».
Анастасия Берсенева, старший специалист группы «Финансовое поведение»
______
Что сказали о Мастер-классе студенты
«Больше всего мне понравилась часть про финансовую грамотность. Особенно тезис, что чем пессимистичнее инфляционные ожидания у людей, тем выше будет показатель самой инфляции. Еще один пример теоремы Томаса и того, как опросы общественного мнения помогают государству строить монетарную политику и предотвращать инфляционные кризисы. До Мастер-класса не задумывалась об этом».
Анна Карпец, 3-й курс
___
«Мне запомнилась часть об инфляционных ожиданиях. Я знала о существовании этого феномена, но никогда не задумывалась об этом глубоко. Интересно было узнать об этом процессе поэтапно, тем более, когда нетрудно представить себе, как это происходит в реальной жизни, сравнить с личной практикой покупателя.
Также было интересно узнать о проекте «Оценка уровня финансовой грамотности населения». К сожалению, в наших школах пока этому не учат, поэтому было занимательно послушать о том, как складывается реальная картина последствий отсутствия этой дисциплины на ранних этапах получения образования».
Полина Колесникова, 3-й курс
___
«Хотя меня не сильно интересует бизнес, было здорово узнать о том, какие у ФОМа есть проекты по этой теме и как они его изучают. Да и вообще приятно было узнать, что такими важными темами интересуются и изучают. Впервые мне удалось узнать про то, что есть ожидаемая инфляция и что ее тоже важно мониторить».
Мария Ширшова, 3-й курс