Главное о Панели и Лонгитюде Малого Бизнеса, а также о результатах и новых направлениях Проекта СМБиз
Мастер-класс начался с импровизированного рассказа об истории появления Проекта СМБиз. Руководитель коммуникационного развития партнерской сети Роман Бумагин и руководитель группы «Организация телефонных опросов и обеспечение выборок» Тимур Османов рассказали о том, как в середине 2020 года пришла идея исследовать малый бизнес в качестве одной из наиболее пострадавших от коронакризиса групп. Речь шла также о том, как формировалась База согласившихся (в нее включались респонденты, которые прошли репрезентативный опрос и были согласны на повторное обращение), а на ее основе – Панель Малого Бизнеса (ПМБ), куда входили респонденты, определившие себя как предприниматели, имевшие зарегистрированные ООО или ИП и заполнившие Паспорт панелиста, как разрабатывались и запускались в поле анкеты.
«Сложно передать словами то чувство единения, которое охватило всех участников нового Проекта. Мы работали сутки напролет, созванивались и в выходные, и в три часа ночи, никто не думал о деньгах, о том, что СМБиз можно коммерциализировать. Было просто желание делать исследования малого бизнеса, потому что это было прикольно. А из подобных желаний как раз и получаются классные проекты».
Тимур Османов, руководитель группы «Организация телефонных опросов и обеспечение выборок»
А Роман Бумагин отметил, что в основу Проекта легли три составляющие: фокус-группы с предпринимателями, Панель Малого Бизнеса и беседы с антихрупкими предпринимателями, теми, кто смог не только пережить коронакризис, но и развить свой бизнес.
Подробнее о Панели Малого Бизнеса рассказал Тимур Османов. Он отметил, что преимуществами ПМБ являются ее репрезентативность и отсутствие секретарского барьера между респондентом и интервьюером. Кроме того, Тимур Османов подчеркнул, что Панель – это не только база из 7760 респондентов, но и выстроенная система коммуникации с ними, поскольку с предпринимателями работают интервьюеры, которые знакомы с бизнес-тематикой, к тому же звонок идет с определенного номера, который знают участники Панели, что повышает шансы на то, что интервью состоится. На базе ПМБ можно проводить не только количественные опросы, но и качественные (фокус-группы) и смешанные виды исследований («Голоса предпринимателей»). Кроме того, именно из Панели рекрутируются участники КЭП-сессий и Лонгитюда Малого Бизнеса (ЛМБ).
О Лонгитюде Малого Бизнеса, долгосрочном исследовании в партнерстве с НИУ ВШЭ, рассказала ведущий специалист по панельным исследованиям и коммуникациям Анастасия Егорова. Она отметила, что раз в квартал проводится телефонный или онлайн-опрос 700 предпринимателей, в ходе которого их спрашивают о состоянии бизнеса, настроениях, ожиданиях и т. д. Проект направлен на изучение долгосрочных изменений в российском малом бизнесе, а также на отслеживание траекторий развития компаний и важных событий в жизни их владельцев. Анкета состоит из мониторингового и переменного блоков: вопросы первого неизменны, вопросы второго меняются в зависимости от актуальной повестки и сложившейся ситуации (в седьмую волну, к примеру, чтобы поддержать интерес респондентов к исследованию, был включен вопрос о хобби, нашедший живой отклик у предпринимателей). Первая волна Лонгитюда, рассчитанного на 10 лет, стартовала летом 2021 года, недавно завершилась восьмая волна (при этом 401 предприниматель участвовал во всех волнах ЛМБ). За это время между многими лонг-интервьюерами и лонг-респондентами сложились не только профессиональные, но и дружеские отношения: например, один предприниматель помог своему интервьюеру вылечить кота, другой – побороть приступ аэрофобии. Анастасия Егорова подробно рассказала студентам об организации и проведении работ по Лонгитюду, а также о том, где и как могут использоваться результаты исследования.
Блок завершился шуточной игрой «Кто хочет стать миллионером?». Студенты отвечали на вопросы о том, как зовут Мастеров, как расшифровывается аббревиатура «СМБиз» и т. д. Победители получили торт, украшенный съедобными купюрами.
«Я очень волновалась перед выступлением: боялась, что студентам будет неинтересно слушать очевидные, на мой взгляд, вещи. Но, как оказалось, то, что очевидно для меня, неочевидно для других. Да и мы с Мастерами готовились, старались сделать подачу материала интересной, Роман с Тимуром задали бодрый тон мероприятию – и все прошло хорошо. Вдвойне радостно, что на Мастер-класс пришла Евгения Болонина, которая координировала СМБиз несколько лет. Это была неожиданная и приятная встреча».
Анастасия Егорова, ведущий специалист по панельным исследованиям и коммуникациям
О совместном проекте ФОМа, Сбера и Минэкономразвития «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ) как о новом направлении Проекта СМБиз рассказала ведущий специалист группы «Финансовое поведение» Юлия Дормидонтова. Она подчеркнула, что ПРИМ не только продолжает и расширяет лучшие исследовательские практики проекта GEM, приостановившего работу в России, но и имеет ряд преимуществ по сравнению с ним и другими подобными исследованиями. К таковым относятся фокус на личности предпринимателя, а не на его компании, регулярность опросов, их репрезентативность и широкий круг исследовательских тем (изучается не только бизнес, но и те, кто может к нему примкнуть, например самозанятые, а также предпринимательская атмосфера в обществе). Юлия Дормидонтова отметила, что в рамках ПРИМа опрашиваются три категории респондентов: предприниматели и самозанятые (раз в квартал), а также население в возрасте 18–65 лет (раз в год). Она подробно остановилась на вопросах, которые включаются в каждый блок исследования (их два – мониторинговый и переменный), а также представила ключевые результаты первой волны ПРИМа. В частности, Юлия Дормидонтова рассказала о том, с какими проблемами столкнулись предприниматели в связи с санкциями и как их решали, о востребованных мерах господдержки, а также об особенностях группы самозанятых и степени вовлеченности россиян в предпринимательство.
«Было очень интересно и волнительно, поскольку последнее полноценное выступление у меня было год назад – и это была лекция на английском в одном из вузов. Но аудитория Мастер-классов, мне кажется, более мотивирована, чем классические студенты: ребята сами решили сюда прийти и послушать про наши проекты. Думаю, им было интересно, да и викторина классно получилась».
Юлия Дормидонтова, ведущий специалист группы «Финансовое поведение»
Доклад о «Докладе» представил Роман Бумагин. Он красочно описал студентам, как проходит реализация крупных проектов силами межрегиональных исследовательских объединений (консорциумов) на примере подготовки ежегодных докладов СМБиза. Роман Бумагин ознакомил аудиторию с историей создания первого Доклада – «Краш-тест малого бизнеса». Он рассказал, как с началом пандемии появилась необходимость перенести фокус-группы в онлайн и ФОМ провел с Партнерами серию методических мероприятий на эту тему. В процессе обсуждения родилась идея провести фокус-группы с предпринимателями. Через некоторое время межрегиональная исследовательская группа провела несколько десятков онлайн-фокус-групп и глубинных онлайн-интервью более чем со 100 предпринимателями со всей страны. В работу ушли 40 транскриптов. Над ними трудились 15 авторов, которые, опираясь на транскрипты, написали полтора десятка эссе на острые темы, такие как спрос на контактные услуги во время пандемии и после нее, господдержка в коронакризис, уровень доверия между обществом и государством и т. д. Эти эссе легли в основу Доклада «Краш-тест малого бизнеса: итоги и последствия первой волны пандемии».
«Осмысливая опыт работы над Докладом, мы с коллегами выделили несколько факторов успеха исследования. Среди них – максимальная приближенность к реальности, выбор актуальной общественно значимой темы, практическая ориентированность, наличие конкурентной составляющей и одновременно – духа взаимовыручки у авторского коллектива. Работа в консорциуме объединила и обогатила нас. Но самой большой ценностью была, несомненно, благодарность Партнеров, которые говорили спасибо за то, что мы им помогли освоить метод онлайн-фокус-групп и таким образом они смогли продолжить работу в пандемию».
Роман Бумагин, руководитель коммуникационного развития партнерской сети
Как отметил Роман Бумагин, выпуск Доклада позволил получить новые заказы на проведение онлайн-фокус-групп, положил начало профессиональной дружбе между участниками консорциума и вдохновил их на новые работы. За первым Докладом последовал второй – «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса», в основу которого легли КЭП-сессии (сессии с коммуникабельными экспертами-предпринимателями). Важно, что участники консорциума – исследователи из разных регионов сами часто являлись предпринимателями, поэтому говорили с КЭПами на одном языке на интересные и близкие обеим сторонам темы. По мнению Романа Бумагина, консорциум, сложившийся вокруг ежегодных Докладов СМБиза, уникален и является наглядным примером того, что вместе исследователи могут сделать гораздо больше, чем по отдельности. В настоящий момент с Партнерами ведутся переговоры о подготовке третьего Доклада Проекта СМБиз.
______
Что сказали о Мастер-классе студенты
«Было очень приятно получить торт – мы не ожидали! Хорошо, что его можно было поделить на всех. Мне кажется, в рамках этого курса используются какие-то бихевиористские методы, но мы и не против. (Смеется). На самом деле мне очень понравилось слушать про панельные исследования, хотя рассказ был достаточно долгим и было немного трудно сосредотачивать внимание на всех подробностях. Но в целом лонгитюдные исследования – это очень интересно! Особенно в части того, что касается работы лонг-интервьюеров, которые проводят интервью с одними и теми же респондентами. На самом деле это необычный формат – не могу сказать, что он показался мне тривиальным. Потому что общение интервьюера и респондента выходит за рабочие рамки. И очень интересно было узнать, как устанавливается контакт у интервьюера с респондентом, как они потом становятся друзьями, если это можно так назвать. В этом есть свой шарм».
Мария Ширшова, 3-й курс
______
«Клевая игра, мне понравилась. Не поняла только, к чему был вопрос про солнце, и почему мне никто не поверил, что оно желтое. (Смеется). В целом мне очень нравятся Мастер-классы ФОМа. Бывает очень интересно, бывает немного скучно, мне кажется, это зависит от слушателя и его интересов. Мне, например, очень нравится, когда есть интерактив. Я почти ни одной пары не пропустила – это о многом говорит. Мне понравилась часть про Лонгитюд, потому что такой вид исследований я сама никогда не проводила и мне было интересно узнать, как это работает. Лонгитюд очень сложно и дорого проводить, не знаю, смогла бы я сама такое сделать. Но я бы, наверное, поучаствовала в нем. Хотя, конечно, я не очень дружу с математикой, поэтому работа с цифрами – это не мое, но все остальное было бы интересно. В целом я очень многое для себя отметила, то, что мне было бы полезно».
Полина Колесникова, 3-й курс
______
«Сегодня мы вновь встретились с Тимуром Османовым. И встреча прошла довольно приятно. Мне было очень интересно послушать про лонгитюдные исследования ФОМа. С учетом трудностей проведения телефонных опросов, снижения response rate и недоверия людей к face-to-face-опросам, подобные масштабные проекты становятся все более актуальными. Учитывая то, что мы услышали в рамках прошедших Мастер-классов, складывается впечатление, что СМБиз – один из флагманских Проектов ФОМа. Мне кажется, национальная Панель вполне отражает потребность исследователей в такого рода проектах и было бы интересно развивать подобные лонг-исследования».
Марат Гатиятуллин, 1-й курс
______
«Мне понравилось общее направление дискурса, интересный фокус на малый бизнес. Изучение этого сектора экономики особенно важно, потому что, как мы все знаем, у малого бизнеса есть проблемы и он в этом смысле довольно уязвимый. Особенно мне понравился первый Мастер-класс – про панельный способ исследования. На мой взгляд, это перспективный метод, поскольку у него высокий response rate и большая продолжительность сбора данных. И это мне кажется особенно важным, потому что поверхностные данные можно собрать, по сути, вообще без участия людей. А когда с респондентами общаются долго, персонально – это очень хорошо. Потенциал у таких исследований большой. Но вопрос в том, как при этом произвести эффект научности. Потому что, когда есть большая репрезентативная выборка, к примеру, в несколько миллионов людей, ни у кого нет сомнений, что это НАУКА. А когда это исследования, в которых к респондентам – персональный подход, их стимулируют к ответам, может возникнуть ряд этических вопросов. Например (я, честно говоря, постеснялся задать этот вопрос на Мастер-классе), что делать с данными, которые интервьюер получил в личной беседе? Ведь и во время личного общения респондент может сообщать какие-то релевантные данные. На мой взгляд, лонгитюдные исследования перспективны, поскольку позволяют выявлять карьерные и жизненные траектории их участников. И это гораздо интереснее, чем отдельные case study, потому что здесь появляется темпоральность».
Дамир Давлетов, 2-й курс