Главное о беседах и экспедициях как исследовательских методах, а также о краудсорсинге и «КраудСпейсе»
Мастер-класс открыла руководитель отдела «Проекты» ФОМа Юлия Кот. Она рассказала студентам о таком методе качественного исследования, как беседы с экспертами. Юлия Кот отметила, что беседы, в отличие от опроса, не создают репрезентативную картину мнений, их задача состоит в выделении и отражении наиболее ярких экспертных позиций по тому или иному вопросу, а также в поиске инсайтов. Удачные беседы – те, что содержат метафоры, аналогии, интересные сопоставления. Кроме того, беседы – это интересные, небанальные диалоги на равных. В данном случае у исследователя нет информантов, есть собеседники, сотрудничество с которыми продолжается и в дальнейшем. Юлия Кот рассказала об этапах подготовки бесед и работы над ними, о поиске и подборе экспертов – авторитетных специалистов в своей области, которые готовы не только поделиться личным опытом, но и посмотреть на обсуждаемую ситуацию в целом, – а также о нюансах построения коммуникации с ними.
Юлия Кот отдельно остановилась на нескольких направлениях Проекта коронаФОМ, которые основывались на качественных исследованиях. Она рассказала о беседах с социальными мыслителями об изменениях в условиях и образе жизни людей во время пандемии, ее социально-психологическом восприятии, беседах с врачами, которые во время пандемии обрели особую экспертную ценность, а также о глубинных интервью с руководителями малых и средних компаний из разных отраслей, которые смогли не просто выжить в коронакризис, но и развить свой бизнес и были готовы поделиться рецептами успеха. Юлия Кот также презентовала студентам книги серии «Социология пандемии», в основу которых легли беседы с медиками, предпринимателями и социальными мыслителями. Аудитория очень живо реагировала на доклад: студенты интересовались отличиями бесед от глубинных интервью, принципами подбора экспертов, а также тем, насколько успешен был поиск инсайтов.
«Беседы – очень гибкий метод качественных исследований, в нем нет жестких ограничений по формату и инструментарию. В беседах сочетаются особенности сразу нескольких методов: глубинных, экспертных, нарративных интервью, фокус-групп. Отталкиваясь от примеров из нашей практики, на Мастер-классе я постаралась сделать акцент на базовых принципах метода: основных смыслах проведения бесед, особенностях взаимодействия их участников, поиске героев и подготовке сценария. Мне очень понравилась включенность аудитории, реплики и вопросы студентов».
Юлия Кот, руководитель отдела «Проекты» ФОМа
Об экспедиции как о качественном методе рассказали участники команды «Заповедника» Мария Перминова и Лев Калиниченко. В качестве примера они привели свою экспедицию на Сахалин. Контент-продюсер Мария Перминова отметила, что сначала нужно определиться с темой, выбрать место, подобрать героев и составить гайд исследования, а затем – пускаться в путь. Она также посоветовала искать героев исследования в социальных сетях, на тематических культурных мероприятиях, в школах, библиотеках, сообществах краеведов. Мастер рассказала и о том, как расположить к себе собеседника: нужно предложить ему самому выбрать место встречи, принести что-то к столу, если интервью проходит дома, поиграть с питомцами, если они есть, дать собеседнику выговориться и только затем – переходить к вопросам. По словам Марии Перминовой, хорошее интервью – это интервью, из которого обе стороны смогли что-то вынести для себя: исследователь – нужную информацию, а информант – удовольствие от беседы.
В свою очередь, главный редактор «Заповедника» Лев Калиниченко посоветовал студентам ходить на интервью с напарником, не брать больше двух-трех интервью в день, не отчаиваться, если разговор не состоялся, и уметь расслабляться после работы: гулять, покупать сувениры, пробовать местную кухню, в общем, наслаждаться атмосферой. Не обошлось и без полевых баек: Мария Перминова рассказала, как попала в неудобную ситуацию, предложив зефир иудейке, соблюдающей кашрут (хотя обычно этой сладости к чаю все рады), а Лев Калиниченко – о несостоявшемся, несмотря на многократные договоренности, интервью с жителями экопоселения и о том, как команда отвлекалась от работы, пробуя дальневосточные десерты с необычными вкусами, которые можно купить на Сахалине.
Мастера отметили, что конечный продукт экспедиции может быть любым: можно написать книгу, снять документальный фильм, организовать выставку. Главное – чтобы в нем сохранялась исследовательская оптика.
1/3
«Когда мы выступаем на внешних мероприятиях, мы больше говорим о «Заповеднике» в целом и об отдельных его проектах. А Мастер-класс позволил нам погрузиться в методологию: подробно рассказать об экспедициях, поделиться впечатлениями, дать слушателям практические советы по проведению интервью. Было интересно таким образом поразмыслить о своей работе».
Мария Перминова, контент-продюсер «Заповедника»
Вторая часть Мастер-класса была посвящена краудсорсингу. Это метод выполнения работ силами многих людей, незнакомых друг с другом, но специальным образом мотивированных и преобразованных из толпы (крауда) в коллектив особого типа –краудСообщество. Проводя Мастер-класс, президент ФОМа Александр Ослон отметил, что идея краудсорсинга возникла в ФОМе в 2008 году, когда даже слова такого никто не знал. Она заключалась в том, чтобы задействовать респондентов в какой-либо деятельности, выходящей за рамки опросов.
«В опросе люди занимают пассивную позицию: их спрашивают, они отвечают. А в краудсорсинге люди активные, вместе с ними можно что-то придумывать, обсуждать, реализовывать, то есть делать мир лучше. В свое время даже слоган такой был в ФОМе: «Мы с теми, кто улучшает мир».
Александр Ослон, президент ФОМа
Сначала идея краудсорсинга была идеей создания сетевых предприятий по производству знаний. Так появилась «Витология», первая российская компания, занимающаяся производством интеллектуальных продуктов – плодов усилий множества людей. Затем возник проект «ВикиВот», участники которого совместного работали над текстами – вносили свои предложения по их совершенствованию и голосованием выбирали лучшие. Этот метод был применен чуть ранее в работе над законопроектом о рыболовстве: три тысячи рыбаков выдвинули несколько сотен предложений, из которых специальная комиссия отобрала лучшие и подготовила на их основе два десятка поправок. Некоторые из них были внесены Госдумой в итоговый вариант законопроекта. В последствии этот принцип – формирование суждений и предложений участниками сообщества, последующая их оценка и определение лучших суждений и участников – был применен во многих краудсорсинговых проектах.
Таким образом, краудсорсинг может использоваться как метод формирования сообщества «народных экспертов» для решения особых краудЗадач, требующих интеллектуальных усилий. Для реализации краудсорсинга в ФОМе в 2015 году была разработана специальная программная платформа – «КраудСпейс». В ее основу легла идея КраудГорода – виртуального пространства, где происходят генерация, извлечение, передача и систематизация знаний. Затем КраудГород преобразовался в «КраудСпейс», на базе которого было выполнено значительное количество проектов, относящихся к категории «активная социология».
Управляющий директор Департамента общественных коммуникаций ФОМа Андрей Зорин подробнее рассказал о «КраудСпейсе». Эта интернет-платформа позволяет собирать участников различных проектов, ставить им задачи, отслеживать их выполнение, параллельно перенося все сведения об участниках и задачах в базу данных. «КраудСпейс» дает возможность нужным образом группировать задания, направляя участников и помогая им. К тому же на этой интернет-платформе можно разработать индивидуальный функционал под каждый проект в зависимости от его целей и делать одновременно несколько проектов, при необходимости связывая их друг с другом.
Андрей Зорин подчеркнул, что при реализации краудсорсинговых проектов для компаний-клиентов важную роль играет как сообщество участников (где каждый мыслит и чувствует совсем не так, как если бы он работал над заданием в одиночку), так и команда проекта, которая способна получить из интерфейса информацию, необходимую клиентам, а также адаптировать их запросы под функционал интернет-платформы. Кроме того, Андрей Зорин рассказал об используемых на «КраудСпейсе» системах мотивации и поощрения лучших участников проектов и о важности правильного подбора участников проекта под его задачи.
1/2
«Надо понимать, что люди все хорошие, но одни хороши в одном, а другие – в другом. Поэтому, когда мы строим рейтинг участников для того или иного проекта, мы всегда учитываем и тип людей, который нам предстоит отобрать, и тип задач, которые им предстоит решать».
Андрей Зорин, управляющий Директор Департамента общественных коммуникаций
А ведущий специалист по организации проектных работ Ася Свешникова остановилась на проектах, реализованных на «КраудСпейсе», таких как «Бизнес в антикризисе», «Деловой мир Арктики», «Фабрика здоровья», «Деловая книга года в России», «Здравомыслие», «Активный возраст», «Счастье в дом» и т. д. Она отметила, что каждый проект по-своему уникален, как и задачи, которые решают его участники с помощью «КраудСпейса». Так, в рамках премии медицинской литературы «Здравомыслие» участники сообщества голосуют за предлагаемый шорт-лист изданий, а на «Деловой книге» они этот шорт-лист формируют. Когда реализовывался совместный проект Сбербанка и ФОМа «Своя атмосфера», клиенты банка выдвинули более 200 предложений по улучшению атмосферы в отделениях Сбербанка, а в рамках следующего совместного проекта – «Активный возраст 50+» – участники сообщества предлагали идеи по созданию, содержанию и продвижению сервисов и услуг банка для активной жизни людей серебряного возраста. В ходе проекта «Деловой мир Арктики» регулярно проводились соцопросы, посвященные изучению различных аспектов развития Арктики, материалы проекта предоставлялись властям, а его сообщество приняло участие в разработке законопроекта «О развитии Арктической зоны Российской Федерации».
Александр Ослон сделал интересную ремарку об участниках «КраудСпейса». Он напомнил, что лучшие участники проекта «Бизнес в антикризисе» награждались поездкой на Петербургский международный экономический форум, а когда одному из них предложили помочь добраться до Северной столицы, он ответил: «Не надо мне помогать. У меня свой самолет». Как отметил президент ФОМа, богатство «КраудСпейса» – в его участниках, людях, которые предлагают самые разные идеи, и все становится спонтанным, творческим, неожиданным, благодаря чему можно почувствовать биение жизни.
«Все было очень волнительно. Перед выступлением я мысленно составила тезисный план, которым в итоге не воспользовалась, потому что поняла, что студентов интересуют сами проекты и какие-то связанные с ними истории, фишечки, которые обязательно надо добавлять в рассказ. Обычно я выходила на сцену в составе музыкальной группы, а мастер-классы проводила нечасто. Это был очередной после большого перерыва, я надеюсь, что студенты не заскучали и им понравилось».
Ася Свешникова, ведущий специалист по организации проектных работ
В конце Мастер-класса команда ДОКа разыграла фирменную кружку ФОМа, предложив аудитории найти скрытый вопрос на «КраудСпейсе» и ответить на него. Вопрос касался максимального числа участников интернет-платформы. Приз выиграла второкурсница Алина Львова, предположив, что их было 23 700 (правильный ответ: 23 677 участников).
______
Что сказали о Мастер-классе студенты
«Мастер-классы очень прикольные, интересные. То, что обсуждалось, совпало с тем, о чем я в последнее время думаю. У «Шанинки» – очень сильная теоретическая ориентация: всего полгода – на концептуализацию, две недели – на поле. Но есть и другие форматы работы с полем, менее академические. Мастер-класс был буквально об этом: можно делать вещи менее академического формата (лонгриды, книги, фильмы), сохраняя исследовательскую оптику. Я услышал интересные практические советы, например предоставлять собеседнику право самому выбрать место интервью – я так делал, но раньше не задумывался об этом. Теперь буду делать так всегда. В целом Мастер-класс был очень полезным, потому что в «Шанинке» нас не учат делать медиапроекты. Мы там много работаем с теорией, а поле – в буквальном смысле приложение к теории. В какой-то момент мы с коллегами стали думать, как можно по-другому построить отношения между теорией и полем, поскольку поле само по себе может быть интересным. И Мастер-класс стал подтверждением этих мыслей».
Андрей Леванов, 4-й курс
___
«Мне больше всего понравились рассказы про экспедиции и про краудсорсинг, потому что я не очень понимала, что это такое. Теперь стало чуть понятнее. Мастер-класс про экспедиции мне был наиболее близок, поскольку недавно я ездила в первую свою, так сказать, экспедицию, и было очень интересно послушать про этот метод исследования уже после ее завершения, потому что чуть лучше понимаешь, как это должно было работать и как поступить в следующий раз. Но в целом я поняла, что неплохо справилась для первого раза. Краудсорсинг как будто более отдаленный пока. Возможно, когда мы с чем-то конкретным столкнемся, сразу подумаем: «О, мы же знаем про краудсорсинг!» Но пока будем ждать подходящего момента. На Мастер-классах все гораздо более практикоориентриовано по сравнению с универом. Здесь больше конкретных опытов конкретных людей: что и как они делают. В универе больше теории, а Мастер-класс дает возможность взглянуть на все с другой, практической, стороны».
Алина Львова, 2-й курс
___
«Мне понравилось, что моя подружка выиграла кружку. (Смеется.) Я очень за нее рада. Кроме того, мне понравилось про краудсорсинг – понимала, что это такое, но на этом Мастер-классе было больше разъяснений, в частности про то, как этот метод применяется в ФОМе. В целом было познавательно. А еще спикеры были очень классные и активные – было нескучно. Информация про экспедиции, мне, наверное, может пригодиться в работе, поскольку теперь есть представление о том, как это должно быть. И вообще, всю информацию, которую дают Мастера, понятно как и зачем потом применять. После лекции мы обсуждали со спикерами из «Заповедника», какие им нужны люди в команду. Они сказали, что, возможно, нужны будут те, кто пишет тексты. А мне как раз это нравится больше, чем куда-то ездить. Кто знает, куда нас жизнь приведет, может быть, поработаем с ними».
Юлия Суркова, 3-й курс
___
«Сегодня были очень хорошие спикеры из «Заповедника». Мне очень понравились их живые истории. В принципе, рассказы о работе в поле меня очень воодушевляют. Мне бы хотелось поработать в «Заповеднике»: попутешествовать, поспрашивать людей о том, как они живут. Это очень интересно».
Мария Ширшова, 3-й курс