Главное о создании и поддержке панелей, волшебстве качественных исследований и артистизме модераторов
Одним из значимых проектов ФОМа сегодня является Панель Малого Бизнеса, о которой уже неоднократно упоминали во время предыдущих Мастер-классов. Она отчасти знакома студентам. Поэтому руководитель группы «Организация телефонных опросов и обеспечение выборок» Тимур Османов сразу оговорился, что об этой Панели он расскажет отдельно примерно через месяц, а на этом Мастер-классе сделает акцент на панелях в целом и их поддержке.
Вначале Тимур Османов обозначил типы исследований в контексте временного аспекта, разделив их на кросс-секционные (разовые срезы, которые не показывают никакую динамику и никак не сопоставляются с прошлым опытом) и лонгитюдные. К последним он отнес исследования трендов (это большинство опросов ФОМа), панельные исследования, в ходе которых многократно опрашивают одних и тех же респондентов из репрезентирующей некую группу базы, когортные (опрос специализированной группы людей) и ретроспективные исследования. А главный специалист по лонгитюдным исследованиям группы «Организация опросов по месту жительства» Найля Абдулхаерова рассказала об особенностях панельных исследований и сравнила их с массовыми опросами. В качестве критериев она взяла длительность коммуникации интервьюера и респондента, формализацию отношений между ними, технологии поиска респондентов и ценность каждого из них, наличие и правила выбора методов опроса.
1/3
Далее Найля Абдулхаерова привела ярчайший пример панельного исследования – Национальную панель «Траектория в образовании и профессии». Это проект НИУ ВШЭ, полевую часть которого проводит ФОМ. Уже 10 лет социологи опрашивают почти 5000 респондентов – бывших девятиклассников из 208 школ в 42 субъектах РФ, чтобы проследить, как складывается жизнь этих молодых людей и как меняются они сами. Найля Абдулхаерова вспомнила истории, подчас трогательные, о том, как интервьюеры ходили в школы, опрашивали старшеклассников и за годы бесед с ними выстраивали доверительные отношения. Но панель осыпается – ее респонденты выросли и многие отказываются общаться. Однако «Вышка» намерена продолжать исследование, и перед социологами стоит непростая задача: найти способ мотивировать участников Нацпанели и дальше отвечать на вопросы о своей жизни.
Тимур Османов обратил внимание на растущую ценность респондентов, которые соглашаются на дальнейшие опросы. По его словам, за последние два года показатель отказов увеличился вдвое, и это побуждает исследователей бережнее относиться к респондентам.
С 2020 года ФОМ формирует собственную базу согласившихся респондентов. Это люди, которые положительно ответили на вопрос о готовности участвовать в дальнейших опросах. Из них была выделена группа предпринимателей (это 5%), которые предоставили определенные данные о своем бизнесе и таким образом стали участниками Панели Малого Бизнеса. Часть этих людей была рекрутирована в Лонгитюд Малого Бизнеса. Это Проект позволяет отслеживать индивидуальные траектории предпринимателей и понимать, что происходит с бизнесом в России. Проект длится уже два года из запланированных 10 лет. Найля Абдулхаерова вспомнила, что для рекрута предпринимателей ФОМ обращался к интервьюерам, которые работали со школьниками на Нацпанели. Они прошли специальный тренинг, благодаря которому научились находить подход к предпринимателям – те самые аргументы, которые смогли заинтересовать респондентов и помогают их удерживать. Интервьюеры поддерживают контакт со «своими» предпринимателями не только в рамках опросов – они поздравляют их с днем рождения, общими и профессиональными праздниками.
Найля Абдулхаерова назвала Лонгитюд Малого Бизнеса очень живым Проектом, потому что перед предпринимателями регулярно возникают новые вызовы. Мы живем во время больших потрясений – пандемия, СВО, частичная мобилизация. В такой ситуации чрезвычайно важна поддержка Панели – и респондентов, и интервьюеров, чтобы сохранять их интерес. Обновили анкету, стали спрашивать предпринимателей об их хобби и увлечениях, и, как отметила Найля Абдулхаерова, те с интересом откликнулись на предложение рассказать о себе и раскрылись с новой стороны. Также участников Лонгитюда Малого Бизнеса спрашивают о том, как их профессия соотносится с их бизнесом, о наставничестве и передаче предпринимательского опыта школьникам. Искренняя заинтересованность и человеческие отношения – это то, что, по словам Найли Абдулхаеровой, позволяет продолжать этот проект.
«Немного удивляет низкая активность студентов – отсутствие вопросов, комментариев, ребята как будто не включены в процесс. Это непривычно, потому что в «Шанинке» мои лекции проходят в постоянной коммуникации со студентами».
Тимур Османов, руководитель группы «Организация телефонных опросов и обеспечение выборок»
«Мы с Тимуром репетировали. Я целый час рассказывала ему свою часть, а он мне – свою. На следующий день Тимур пришел ко мне снова – и все повторилось. И так три дня. Я очень боялась, переживала. «Все будет хорошо, но нужно выполнить одно условие. Важное», – сказал мне Тимур. «Не пугай меня. Какое?» – «Перестаньте волноваться!»
Найля Абдулхаерова, главный специалист по лонгитюдным исследованиям группы «Организация опросов по месту жительства»
Тему качественных исследований продолжили представители группы «Организация опросов качественными методами». Они начали с игры: ведущий специалист группы Ольга Ефимова предложила студентам угадать ученых и полстеров по фотографиям. Среди звезд отрасли были Эмиль Дюркгейм, Питирим Сорокин, Джордж Гэллап, Борис Грушин, Александр Ослон. Главный специалист группы Елена Самкович призвала слушателей порассуждать о месте качественных методов в опросных технологиях и их отличиях от количественных методов. Массовые опросы строятся на выборке, действующими лицами являются интервьюер и респондент, при этом роль интервьюера сводится к минимуму, поскольку он строго следует анкете. В качественных исследованиях отсутствует репрезентативность, действующими лицами являются модератор и информант, а роль модератора, работающего по гибкому гайду, принципиальна. Главное же отличие – это уже артистично продекламировала руководитель группы Лейла Васильева – состоит в том, что массовые опросы занимаются генеральной совокупностью, а качественные исследования – человеком! Мастер тут же заявила, что последние не являются наукой – это ремесло, однако же самой высокой пробы. Ведь в ходе взаимодействия модератора с интервьюером образуется тесная связь и поэтому их влияние друг на друга огромно. В результате этого процесса рождается чудо, знание о человеке, а значит, качественные исследования (тут Лейла Васильева выдержала мхатовскую паузу) есть ничто иное как волшебство.
1/4
Отступив от ярких метафор, руководитель группы перечислила форматы качественных исследований: интервью, фокус-группы, нарративные интервью, беседы, социальная антропология. Она сосредоточилась на первых трех (двум последним будет посвящен следующий Мастер-класс) и рассказала об этапах проведения качественников. Все начинается с подготовки программы, в ходе которой необходимо сформулировать цель и задачи исследования. По словам Лейлы Васильевой, это ключевой этап, в процессе которого складывается рецепт. И пренебрежение этим этапом, что позволяют себе некоторые исследователи, повышает риск упустить из виду какой-нибудь ингредиент и сесть в лужу. Далее составляется гайд – сценарий проведения фокус-групп и глубинных интервью. На этапе организации проекта готовятся скрининговая анкета и дизайн исследования, составляются инструкции для региональных партнеров и проводится рекрут. Затем уже проводятся фокус-группы или глубинные интервью. Лейла Васильева отдельно акцентировала внимания на компетенциях модератора, который должен уметь расслабить информантов, чтобы те не чувствовали себя как на экзамене, уметь разговаривать молчунов и сдерживать деструкторов. Модератор должен любить людей. В противном случае, как предостерегла Мастер, это либо прорвется, либо, если держать негатив в себе, жизнь станет не в радость. А еще модератор должен уметь управлять своими предпочтениями и быть артистичным – способным зажечь группу так, чтобы информанты были счастливы общаться с ним. Завершается исследование подготовкой отчета.
В конце Мастер-класса Лейла Васильева призналась, что, несмотря на привлекательность работы полстера, в ней очень много рутины. И если успех массовых опросов на 90% зависит от грамотно построенной выборки, то успех качественных исследований на 90% зависит от рутины. «Добро пожаловать на волшебные галеры», – поставила точку она.
«Мы когда репетировали, думали, что студенты не смогут ответить на наши вопросы. А тут – батюшки! – отвечают! И было приятно видеть, что слушают, внимают. И еще я должна сказать, что девчонки – прям молодцы. Я-то с огромным преподавательским стажем, а у девочек это было фактически первое публичное выступление».
Лейла Васильева, руководитель группы «Организация опросов качественными методами»
«Мы волновались. Меня накануне трясло до репетиции, а после репетиции стало легче, отпустило. И сегодня наше выступление прошло нормально».
Елена Самкович, главный специалист группы «Организация опросов качественными методами»
«Сначала все было хорошо, а под конец я почему-то так стала волноваться! Не знаю, почему. Не было заметно? Ну слава богу!»
Ольга Ефимова, ведущий специалист группы «Организация опросов качественными методами»
______
Что сказали о Мастер-классе студенты
«Мне понравилось, потому что начался блок про качественные исследования. И мне это подходит, потому что я больше – по качественным исследованиям, чем по количественным. Спикеры были очень интересные. Еще понравилось, что сегодня не осталось вопросов по поводу терминов, потому что иногда бывает: слышишь термин, через 5 минут его забываешь, а в конце он опять мелькает, но ты уже не помнишь, что это. Сегодня все было размеренно, многое объяснили. В ФОМе, конечно, больше практического, чем в «Шанинке», которая больше направлена на теоретическое. И тут многое узнаешь о том, как это работает в реальности, больше «полстерства». Наверное, я чуть больше узнала о работе интервьюеров, что они делятся на обычных интервьюеров и лонг-интервьюеров. Поскольку я бы хотела потом заниматься качественными методами, я рассматриваю вариант пойти именно на интервьюера. Мне было интересно послушать про такой оригинальный и необычный опыт, связанный с интервьюерами, которые работают в лонгитюдных исследованиях».
Анна Карпец, 3-й курс
___
«Сегодня была очень интересная тема про панельные исследования. Мне не были известны детали того, как это происходит, и вообще лонгитюдные исследования – это, наверное, то, о чем особенно не рассказывают. Во всяком случае, мне не доводилось слышать о них в деталях. Было очень интересно послушать, что в масштабных проектах, которые, казалось бы, количественные, совмещаются элементы качественного анализа и взаимодействия face-to-face. Это прямо воодушевляет! Мне понравилось, как спикеры рассказывали про методы, с помощью которых интервьюеры располагали к себе респондентов. Например, похвала родителям школьников или установление более неформальных отношений – это способы достаточно нетривиальные, но показывающие то, как интервьюер с респондентом устанавливает человеческие отношения. Такие отношения – это просто бесценный ресурс, и я понимаю, почему с таким удовольствием и с такой радостью нам про это рассказывают. Было бы интересно принять в этом активное участие и посмотреть, как это работает на практике. Потому что по рассказам это действительно интересно, но хочется своими ручками что-то поделать, «потрогать». Меня, наверное, это более в практическом плане интересует».
Мария Ширшова, 3-й курс
___
«В первую очередь, было отрадно видеть знакомые лица всех присутствующих в ФОМе, а особенно спикеров. У нас с ними уже сложились такие доброжелательные неформальные отношения, что, безусловно, способствует лучшему усвоению информации и созданию полноценного образа изучаемого предмета в голове. Меня особенно заинтересовал вопрос увеличения ценности отдельного респондента как в лонгитюдах, так и в массовых опросах. Наиболее полезным мне кажется то, что постепенно из разбросанных знаний, отдельных фактов в голове создается полноценная картина предмета. Мне особенно был приятен момент, что нам предложили доступ к базам информации по исследованиям. Я, несомненно, планирую их использовать. От курса – сугубо положительные эмоции. Как мы все видим, большая часть студентов предпочла мероприятию в нашем университете ФОМ, что служит самым ярким маркером нашей заинтересованности».
Марат Гатиятуллин, 1-й курс
___
«Мне понравилось, во-первых, потому что с Лейлой Муратовной мы уже знакомы, так что было проще войти в вайб докладчика. Во-вторых, мне просто интересны качественные методы, поэтому я ждал, когда будет эта тема. В-третьих, есть практический интерес. Планируется проводить некоторые исследовательские работы в городе Осташков Тверской области. Мы планируем опрос, но зайти хотим с качественных методов, и поэтому все, что касается качественных методов, сейчас особенно интересно. Суперполезным сегодня было про структуру, про то, как организовать само исследование. Потому что полноценного курса по качественным методам у меня еще не было и я ничего об этом не знал. А сейчас узнал в краткой и доступной форме. Поэтому теперь я буквально знаю, какие шаги нужно предпринять, чтобы наша поездка в Осташков не стала обычной туристической поездкой. Поскольку это ремесло, я бы хотел узнать секреты ремесла, потому что спикеры, конечно, говорят, что надо расположить к себе информанта… Но как? Что ты должен сказать, чтобы расположить к себе информанта? Вот это я хочу узнать! Ну и такие моменты, как выходить из интервью. Мы были в городе Коломне, где проходило общее Шанинское исследование. Проводили интервью, и у меня возникла проблема: я беру интервью и вроде бы все спросил, но как выйти из ситуации интервью? Нельзя же просто сказать: «Все, спасибо». Хотя то, что мне интересно узнать, вряд ли передается в формате лекции, это ближе к формату наставничества, когда ты тет-а-тет разговариваешь с наставником на месте. И, конечно же, заряжает пафос Лейлы Муратовны про культуру, потому что действительно культура – это очень важно. И кругозор важен, и когда человек культурный, это сразу видно. Поэтому надеюсь, что мое использование качественных методов станет средством для моего культурного развития».
Дамир Давлетов, 2-й курс