Как прошел Мастер-класс «домоФОМ, мегаФОМ: Организация, Координация, Сеть Партнеров, Контроль»

Главное о подготовке и проведении полевых этапов опросов, контроле собранных данных и основах сплоченной работы с региональными Партнерами

qr-code
Как прошел Мастер-класс «домоФОМ, мегаФОМ: Организация, Координация, Сеть Партнеров, Контроль»

Мастер-класс был посвящен роли региональных Партнеров в проведении опросов (сеть ФОМа включает 80 постоянных Партнеров) и взаимодействию с ними.

В начале управляющий директор Департамента сбора данных Екатерина Седых рассказала об организации опросов по технологиям домоФОМ и мегаФОМ. Первая представляет собой репрезентативные опросы по месту жительства по методу f2f. Это одно из главных конкурентных преимуществ ФОМа, поскольку сегодня на отечественном рынке практически не делают поквартирных опросов. ФОМ так проводит мониторинг инфляционных ожиданий по заказу Центробанка и еженедельную «Пенту», результатом которой является бюллетень «Доминанты. Поле мнений». Вторая технология позволяет проводить опросы с репрезентацией каждого субъекта.

Екатерина Седых рассказала, как устроено поле работ в опросах домоФОМ и мегаФОМ на примере «Пенты» и «ГеоРейтинга». В первом случае одновременно задействованы порядка 100 интервьюеров, а во втором – около 600, поэтому крайне важно выбрать Партнеров, которые безупречно выполнят свою работу. По словам руководителя ДСД, приглашая региональных Партнеров на проект, оцениваются такие критерии, как профиль и компетенции в области f2f, наличие ресурсов (планшеты, интервьюеры, бригадиры), добросовестность работы с отчетными документами и предыдущий опыт взаимодействия.

Говоря о полевых работах, Екатерина Седых озвучила актуальные проблемы. Среди них – урбанизация (в малых населенных пунктах сложно найти респондентов, а в городах препятствием служат домофоны и консьержи), страхи респондентов и недоверие к незнакомым людям (из-за большого числа мошенников и объявления частичной мобилизации), общий событийный фон и настроения в обществе, а также проблемы поиска и удержания новых интервьюеров, ведь опытные (и зачастую пожилые) уходят.

Часть своего выступления управляющий директор ДСД посвятила интервьюерам. Оказывается, 93% из них – женщины, средний возраст – 53 года. 63% работают интервьюерами регулярно, 59% занимаются этим пять и более лет. Что же привлекает людей в этой работе? В первую очередь, конечно же, общение (53%), а уже затем – заработок (26%), гибкий график (19%), возможность путешествовать и получать новые знания (по 12%).

«Было круто послушать техничные и очень интересные доклады коллег! Роман Бумагин классно подвел итог, сказав о смыслах нашей работы. А еще мне понравилась шутливая реплика Ефима Борисовича Галицкого, который сказал, что самые прозорливые слушатели теперь могут открыть свою компанию. А это ведь было бы здорово! Мы столько рассказывали про технологии и принципы нашей работы с Партнерами, про условия, про наши нормы и ценности, что было бы совсем неплохо, если бы появились новые Партнеры, с нашими культурой и идентичностью, а также с базовыми знаниями в области предмета нашей работы – социологии».

Екатерина Седых, управляющий директор Департамента сбора данных

Интервьюеры любят работать с ФОМом. И не только потому, что в среде полстерских компаний это считается престижным. ФОМ выстраивает уважительные, дружеские отношения с Партнерами, постоянно находится на связи и готов помочь, а еще он создает интересные анкеты, которые любят интервьюеры. Об этом рассказала руководитель группы организации опросов по месту жительства Татьяна Насонова. Ее лекция была посвящена координации поквартирных опросов и взаимодействию с региональными Партнерами.

Татьяна Насонова подробно рассказала о планировании и реализации полевого этапа. В ходе подготовки важно учитывать сроки проведения опроса, географию и погодные особенности региона, его специфику, производительность интервьюера и показатели прошлых волн. Кроме того, нужно подготовить анкету, инструкции и донести до Партнеров смыслы опроса, его значимость. Все это позволяет предупредить многие проблемы при проведении опроса, но избежать их невозможно. Например, иногда встречаются населенные пункты, где по факту никто не проживает, отсутствует транспортное сообщение из-за сложных погодных условий или крайне редко встречаются представители некоторых групп респондентов. Все эти проблемы оперативно решаются благодаря работе регионального менеджера, который является связующим звеном между интервьюерами и менеджерами ФОМа. И важно, чтобы полевые менеджеры обладали определенными компетенциями. Умели оказать психологическую поддержку интервьюерам, заряжать их уверенностью, но в то же время требовать качественного выполнения работы и отличать реальные проблемы от надуманных. Перечисляя эти навыки, Татьяна Насонова привела несколько ярких примеров, когда менеджеры готовили для интервьюеров обеды или снимали отель с бассейном, чтобы те могли полноценно отдохнуть и восстановиться. В конце своего выступления она рассказала о завершении полевого этапа, когда сдаются массивы данных, готовятся методические отчеты и проводятся итоговые встречи с Партнерами и интервьюерами.

«Жизнь поля интересна. Полевых баек и историй у нас много, и они вызвали у студентов живую реакцию. Было видно, что ребятам хочется узнать, как подходить к респондентам, как проводить интервью».

Татьяна Насонова, руководитель группы организации опросов по месту жительства

ФОМ несет ответственность за собранные данные и строго контролирует их качество. Об этом в начале своего выступления сказал руководитель группы «Контроль и обеспечение качества опросов» Андрей Мастеров. Он рассказал, как осуществляется контроль качества f2f- и телефонных опросов, а также экзитполов, подробно остановившись на всех видах контроля. Например, в ходе аудиоконтроля (обычно проверяются 5% анкет от общей выборки) контролеры прослушивают записи интервью и сверяют ответы респондента с тем, что отметили интервьюеры. При компьютерном контроле проверяют данные по определенным логическим алгоритмам, сопоставлениям и распределениям ответов. При телефонном контроле (обычно проверяются до 10% анкет от общей выборки) звонят респонденту, чтобы расспросить о работе интервьюера, а при адресном контроле и вовсе приезжают к респондентам. Определенно, есть во всем этом что-то от работы следователя или частного детектива. Андрей Мастеров также объяснил, кто в первую очередь попадает под проверку и когда достаточно стандартного контроля, а когда необходима дополнительная инспекция.

Поделился руководитель группы «Контроль и обеспечение качества опросов» и лирическими воспоминаниями о тех временах, когда он сам работал контролером и ездил к респондентам, чтобы узнать, как прошли опросы. В его памяти остались бесконечные дороги и двери, а также забавные названия населенных пунктов и случаи, когда на месте, где проходил опрос, оказывались разрушающиеся безлюдные дома.

В конце Андрей Мастеров упомянул еще об одном аспекте работы контролера – необходимости принимать решение о назначении или неназначении штрафа интервьюеру. Ведь в данном случае важно выявить намеренное нарушение и наказать недобросовестного исполнителя, а человеку, допустившему ошибку, помочь исправиться и повысить его квалификацию.

1/2

«Это было мое третье публичное выступление. Лет семь назад, будучи молодым специалистом, я презентовал работу на планшетах. В 2019 году, на заре становления группы «Контроль и обеспечение качества опросов», я выступал перед Партнерами, которых мы привлекаем в качестве дополнительных контролеров, – рассказывал о специфике этой деятельности. Сегодня была похожая лекция. Я постарался рассказать студентам о технологиях контроля собранных данных простым языком. На время выступления я положил перед собой часы и через 15 минут заметил, что прошел только три слайда, а у меня их было 30. Пришлось ускориться. Хотелось охватить как можно больше, но в итоге получилось пробежаться по верхам. Судя по вопросам из зала, ребятам было интересно».

Андрей Мастеров, руководитель группы «Контроль и обеспечение качества опросов»

Последний Мастер, руководитель коммуникационного развития партнерской сети Роман Бумагин, начал выступление с отсылки к труду, вероятно, своего любимого социолога Ирвинга Гофмана. В книге «Анализ фреймов» американский исследователь описал еще и деятельность за фреймами – и это, по словам Романа Бумагина, как раз то, чем он занимается в ФОМе. Коллеги по ДСД общаются с региональными Партнерами на тему подготовки и проведения опросов, контроля полевой работы, а он занимается коммуникацией «поверх базового производственного общения». И главное в ней – вовремя и правильно распознать фрейм, ситуацию общения, и исполнить ту роль, которая требуется. Этому Роман Бумагин (кстати, выпускник «Шанинки») и посвятил свой доклад.

В своем выступлении Роман Бумагин сделал акцент на партнероцентричности ФОМа. Он отметил, что 30 лет назад ФОМ сумел запуститься благодаря тому, что в регионах уже существовали исследовательские центры. С некоторыми из них зародившееся тогда партнерство продолжается до сих пор, а когда люди 30 лет работают бок о бок, между ними возникает дружба. И это идеальный вариант – здесь Роман Бумагин оперся на известное высказывание Джона Рокфеллера, основателя знаменитой династии: «Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе». Следом он привел составляющие этого партнерства: коллеги-исследователи, бизнес-партнеры, друзья, которые определяют равноправие в отношениях ФОМа и Партнеров. Роман Бумагин пояснил, почему «Партнеры» всегда пишутся с заглавной буквы – это знак уважения, в ДСД никогда не называют Партнеров «они». По его словам, ФОМ и Партнеры – это все «Мы», команда, участники которой хотят вместе развиваться, преумножать свои капиталы и стремятся жить по формуле «учиться и учить». И это «Мы», не «онишность» образует сплоченность.

«При подготовке своего сообщения в рамках ФОМ-Мастерской я ориентировался на формат TEDx. Единственное, что не давало мне покоя: TEDx предполагает 15-минутное выступление, а у нас – 45 минут. И этот формат строится на комбинировании содержательных тезисов с эмоциональными, чтобы эмоциональный компонент усиливал содержательный. Как это делать в 45-минутном формате, если ты не юморист и не эстрадный певец, я не знаю. Поэтому при построении своего месседжа я решительно отходил от подхода раскладывать все полочкам. Мне немного помогало в моем безнадежном предприятии то, что какой-то кусочек выступления был по традиции посвящен самому спикеру. Я решил на этом сыграть, поскольку я выпускник «Шанинки» и мы со слушателями в каком-то смысле одной крови. Еще древние греки заметили, что про героя людям слушать интереснее, чем про абстрактные истины, даже если они безумно изящные. Раз студенты пришли не за абстракциями, а за практическими знаниями, такое опыто- и человекоцентричное повествование было уместно. А поскольку этот человек был я, то мне было еще и приятно».

Роман Бумагин, руководитель коммуникационного развития партнерской сети

______

Что сказали о Мастер-классе студенты

«Довольно интересно, но, когда ты прошел курс по выборке Тимура Османова, уже многое из того, что здесь рассказывается, слышал в более детализированной лекционной форме. Здесь скорее ознакомительное – для тех, кто еще не учился в магистратуре у Тимура Османова. Мне было интересно узнать про поквартирный опрос. Любопытно, что некоторые заказчики предпочитают не поквартирный опрос, а придомовой. Для меня это было неожиданно. Довольно любопытно, как в проектах это все происходит. Но мне казалось, что исследовательской организации нужно объяснить таким заказчикам, в чем минусы и плюсы поквартирных опросов и как вообще строится выборка, почему придомовой опрос часто очень искажает выборку.

Курс для меня полезен, потому что здесь – 12 недель, а в курсе Тимура Османова их было семь. То есть я в любом случае что-то новое узнаю. Я здесь чуть больше узнал про структуру и историю ФОМа».

Александр Никольский, 2-й курс магистратуры

___

«Сегодня как будто было веселее, чем на прошлом Мастер-классе, потому что шутки про практическую деятельность всегда более погружающие. И мне понравилось видео про уточек (во время лекции Татьяна Насонова показала видео, на котором утята живо интересуются шнурками кроссовок интервьюера. – Прим. ред.), – это было самое запоминающееся. Еще меня поразил факт, что есть пожилые интервьюеры, так как мне всегда казалось, что подобной работой занимаются молодые люди, ведь нужно ходить много и долго, с людьми общаться. И про выездные бригады, что интервьюер – это не только работа одиночек, но и командная работа, причем очень сплачивающая, например, на выезде на Чукотке. Самой полезной для меня сегодня стала информация о том, что в Нягани – северное сияние. (Смеется.) Поскольку я сам социолог, мне интересны всякие необычные объекты для исследования, например пожилые интервьюеры или интервьюеры, которые пытаются попасть в подъезд, невзирая на домофон, – это же можно микросоциологически исследовать. Все, что рассказывалось, интересно, просто, пока ты сам не работаешь, эта информация полезна для тебя очень относительно, потому что ты это никак не используешь».

Дамир Давлетов, 2-й курс

___

«Интересно, но в прошлый раз тема по аналитике была для меня чуть поинтереснее. В целом хорошо: мы много обсуждаем работу с сетью Партнеров, а вот аналитики немного не хватает. Самое полезное сегодня было про работу в поле, про возникающие проблемы – это позволяет избежать сложностей в опросах у себя. Но самое интересное – уточки, наверное. И истории с поля были достаточно познавательными. В университете у нас – больше семинары, взаимодействие, а тут – скорее лекция – такой формат кажется мне интересным, хотя семинарские занятия были бы так же хороши. Например, половина занятия – лекция, а половина – семинар или разбор кейсов».

Дамир Абдуллин, 1-й курс магистратуры

___

«Очень много нового. Даже если какие-то темы уже знакомы, то все равно прикольно, что все так подробно объясняют, с явным энтузиазмом, и это, честно говоря, вдохновляет. Мне понравилась лекция про подробности работы в поле, меня эта тема в принципе весьма интересует. Как это все происходит на словах, понятно, а вот что там в действительности – это уже другой вопрос. Поэтому было очень полезно услышать об этом, узнать какие-то случаи из практики, всякие подводные камни. В университете особо не дают такого материала, там чаще дают классическую научную теорию, о какой-то рабочей практике очень мало говорится. Поэтому для меня это как глоток свежего воздуха, потому что, наконец-то, работа с чем-то конкретным – и это даже не просто вселяет надежду, а, скажем так, приятно приземляет».

Мария Ширшова, 3-й курс

Материал подготовил Михаил Володин / Опрос студентов провели Мария Фаррахова, Анастасия Авдеева
© 2024 ФОМ