Татьяна Золотухина, управляющий директор ДКР, – о специфике деятельности координаторов и путях развития «Доминант»
В этом году на основе отдела координации работ создается новый департамент – Департамент координации работ. Но в начале хочется спросить о прошлом. Чем запомнился 2022 год?
Каждый год у нас похож и не похож на другой одновременно. С одной стороны, все идет по накатанной, с другой – все время происходит что-то интересное. Да, есть проекты, которые мы ведем много лет, например «Доминанты» (еженедельные опросы респондентов по месту жительства, позволяющие замерять политические, экономические, социальные индикаторы, а также узнавать мнение населения по актуальным и социально значимым темам), «ГеоРейтинг» (масштабное социально-политическое исследование во всех регионах страны), «ГеоВыборы» (исследования в тех регионах, где проходят выборы высшего должностного лица или выборы в законодательное собрание).
В прошлом году нам пришлось проводить тематическую корректировку основных проектов с учетом наступления турбоРеальности, причем делать это надо было быстро. Мы добавили в наше еженедельное исследование несколько новых мониторинговых блоков, первый из которых касался восприятия россиянами СВО, второй – экономических ожиданий и опасений населения в контексте усилившегося санкционного давления. В прошлом году такие блоки были неотъемлемой частью исследований, в этом году мы продолжим задавать вопросы на эти темы, но уже несколько реже.
Кроме того, этом году образуется Департамент координации работ – планы на него амбициозные, поэтому предстоит большая коллективная работа. Попробуем действовать в значительной мере по-другому. В процессе организации и реализации работ вряд ли обойдется без ошибок и донастроек, но мы будем стараться.
Этот год принес новые интересные заказы?
Конечно. У нас есть направление исследований под названием «Ключевые темы политического поля». Оно включает очень разные, порой необычные, запросы. Например, этот год начался с запроса на исследование отношения жителей одной из республик к возможному переименованию центральной площади столицы региона. Второй, последовавший сразу за первым, запрос был на исследование того, как жители одной из областей отнесутся к тому, что регион может возглавить женщина. У нас уже был похожий запрос в апреле прошлого года – тогда мы спрашивали жителей этой области, какими профессиональными и личностными качествами, на их взгляд, должен обладать идеальный глава региона, и среди прочего – имеет ли значение пол чиновника. А январский опрос легендировался уже по-другому: сначала мы спросили, отмечают ли респонденты гендерные праздники (8 Марта и 23 Февраля), от гендерных праздников перешли к гендерным ролям в семье и на работе, а уж потом спросили, может ли, по мнению жителей, женщина возглавить регион.
Кроме того, в этом году мы должны закончить начатые работы по социально-политическим исследованиям в Сахалинской и Ростовской областях. Первый этап исследования «Управление доверием» должен помочь региональным властям услышать запросы населения, сосредоточить внимание на проблемах, «болевых точках» жителей, а второй – понять, получилось ли у властей решить эти проблемы, дошли ли сигналы о принятых мерах до населения или нет.
Подвергнется ли изменениям одно из основных направлений работы – «Доминанты»?
«Доминанты» мы делаем из недели в неделю уже долгое время, при этом примерно 12 лет в одном и том же формате. На разных этапах развития проекта в нем появлялись различные инновации: сопроводительные аналитические тексты к показателям (от них постепенно отказались по разным причинам, в частности – из-за повышения темпов подготовки бюллетеня), добавлялись или убирались те или иные индикаторы общественного мнения или представления данных в разрезе определенных типологических групп. Менялось разделение по тематическим блокам (на смену блокам «Политика», «Экономика», «Общество», «События» пришли «Ключевые индикаторы общественного мнения», «Факторы формирования общественного мнения» и «Актуальные темы общественного мнения»). Было время, когда мы делили «Доминанты» на несколько выпусков и самые важные индикаторы отправляли в первую очередь и только ограниченному кругу лиц. Менялась и визуальная составляющая, например обложка, отображение графиков. Сейчас к тому бюллетеню, что отправляется к заказчику, мы добавляем табличные распределения ответов респондентов по основным социально-демографическим группам.
На сегодняшний день вновь стоит вопрос об актуализации «Доминант»: нам предстоит выяснить у заказчика, насколько он удовлетворен нашей работой, появились ли у него новые потребности, выходящие за рамки существующего варианта бюллетеня. Простор для изменений может быть довольно большим. Но важно понимать, что изменений ради изменений не будет, они должны быть обусловлены потребностями заказчика. Сейчас самое главное – сохранить скорость и качество работы. «Доминанты» делаются достаточно быстро: мы получаем данные вечером в понедельник и отдаем готовую работу заказчику уже во вторую половину среды. То есть буквально за полтора дня выполняются подбор динамики индикаторов, отрисовка графиков, подготовка табличных распределений, верстка, проверка, редакторская вычитка бюллетеня. И темпы подготовки «Доминант» – один из ключевых параметров, от которого мы будем отталкиваться, когда будем обсуждать модификацию бюллетеня.
Взаимодействие с заказчиками и координация работ – нервное занятие?
Мы сопровождаем исследовательские проекты от идеи до сдачи отчетных материалов заказчикам. Это не такой нервный процесс, как кажется на первый взгляд: за долгие годы механизм сопровождения уже отлажен, накопленный бэкграунд помогает сориентироваться в разных ситуациях. Например, мы предлагаем потенциальным клиентам заполнить бриф с ключевыми вопросами по планируемому исследованию: указать цель, задачи, направление использования результатов, целевую аудиторию, предпочтения по методу, параметры инструментария, сроки, запланированный бюджет. Это помогает нам сориентироваться на старте и перейти сразу либо к обсуждению конкретных параметров реализации исследования, либо, если информации не хватает, задать потенциальному заказчику уточняющие вопросы. Кроме того, мы научились взаимодействовать с людьми разного темперамента и уровня осведомленности об исследовательских процессах. На самом деле это очень интересно – подбирать язык, на котором ты будешь разговаривать с заказчиком в зависимости от того, насколько быстро и точно ты оценишь эти два параметра. Да, встречаются специфические заказы, приходится порой работать и в праздники, и в выходные, выходить на связь и поздно вечером и рано утром, тем более когда разница во времени с локацией заказчика –восемь часов, как с Сахалином, например. Но мы уже привыкли. Исследование – это живой организм, и в нем не все можно запланировать и предусмотреть. Если вспомнить мем, в котором организационная (или любая другая) работа сравнивается с ездой на горящем велосипеде по горящей дороге, то могу сказать, что мы едем в костюмах, пропитанных огнеупорной жидкостью: все горит, а мы продолжаем путь.
Сложно, наверное, при этом поддерживать баланс работы и личной жизни. Помогает ли бег, которым ты занимаешься, отвлечься от работы? Можно ли сравнить работу в ФОМе с забегом на длинные дистанции?
Как-то, еще задолго до пандемии и удаленки, когда у многих стерлись границы рабочего и личного времени, я пыталась наладить этот пресловутый баланс. И даже не ответила на письмо от заказчика, которое мне пришло поздно вечером в пятницу, решив, что отвечу на него в понедельник утром. Когда я легла спать, мне приснилось содержание письма (которое я даже не читала!), и я во сне отвечала на него, приводила какие-то аргументы, решала несуществующие проблемы. Первым делом после пробуждения я открыла почту, ответила на письмо, которое наяву оказалось более беспроблемным, чем во сне, и следующую ночь спала совершенно спокойно. Возможно, если бы к волевому усилию я тогда добавила вечернюю пробежку, я бы и предыдущую ночь спала спокойно, потому что бег очень помогает отвлечься, переключиться. Всем советую, кому позволяет врач! Есть такой вид тренировки – фартлек. Это интервальная тренировка, в которой нагрузка хаотично варьирует от умеренной до высокой, как, например, у футболиста. Так что, я бы сказала, что работа в ФОМе – это скорее длинный тренировочный цикл, в котором преобладают фартлек-тренировки, а не забег на длинную дистанцию, который предполагает финиш. Ведь тренировки – это бесконечный процесс, дающий силы, уверенность и порождающий прогресс.