Главное о ФОМ-Облаке, мараФОМе, ФОМотеке, сайтах и каналах, а также мониторинге соцмедиа и СМИ
Цикл Мастер-классов на тему коммуникаций открыл директор Департамента общественных коммуникаций Андрей Зорин. Он отметил, что значительная часть аудитории, с которой взаимодействует ФОМ, сосредоточена в ФОМ-Облаке. Это база данных друзей и знакомых, которые знают ФОМ и испытывают к нему интерес, относятся к нему без каких-либо предубеждений, а также интересуются его деятельностью. В сущности, это совокупность коллег, заказчиков, потенциальных заказчиков, экспертов, журналистов, предпринимателей и т. д. По словам Андрея Зорина, эта база, сформированная в CRM-системе, появилась в 2021 году, но само ФОМ-Облако существует 30 лет, поскольку вопрос коммуникаций возник вместе с созданием компании. ФОМ взаимодействует с ФОМ-Облаком посредством сайтов (тут Мастер продемонстрировал Галерею, в которой собраны все сайты ФОМа, ориентированные на разные группы аудитории и призванные решать разные задачи) и каналов.
О каналах коммуникации рассказала ведущий специалист по онлайн-кампаниям Александра Солодова. Она перечислила задачи каналов, среди которых, наряду с распространением результатов исследований, увеличением охвата целевой аудитории и повышением узнаваемости бренда или отдельных проектов, были и совсем неочевидные. Например, через каналы коммуникации ФОМ получает обратную связь от респондентов (иногда встревоженные люди пишут уточнить, действительно ли к ним пришел интервьюер ФОМа, а не мошенник), вовлекает людей в сообщества проектов и даже ищет сотрудников. Нередко для решения этих задач ФОМ использует контекстную рекламу («Яндекс.Директ») и таргетированную рекламу (MyTarget и VK).
«Мне было интересно рассказать о наших классных кейсах, оживить в памяти то, что мы когда-то делали. Понравилось, что были отклик и отдача. Ребята очень живые, активно вовлекающиеся в беседу. У некоторых так горели глаза, что казалось: они сейчас сами выйдут и расскажут про таргетинг».
Александра Солодова, ведущий специалист по онлайн-кампаниям
Следующее выступление было посвящено дизайну как элементу коммуникации. Ведущий специалист по графическому дизайну Ольга Вийра в начале показала, как строится типовой процесс разработки дизайна в ФОМе, а затем рассказала об основе дизайна – фирменном стиле, уделив особое внимание его главным элементам – логотипу, шрифту и цвету. По словам Ольги Вийра, эта синергия формирует сильный узнаваемый бренд.
Дизайнер подробно рассказала о направлениях своей работы: создании дизайна буклетов, брошюр, докладов, а также книг, и принципиальных различиях в этой работе, проектировании выставочных стендов и оформлении сувенирной продукции для внешних и внутренних мероприятий и отдельных проектов, разработке дизайна для сайтов и лендингов, подготовке иллюстраций, в частности, для инфографики и рубрики «10 цифр месяца» на сайте fom.ru.
Подводя итог своего выступления, Ольга Вийра подчеркнула, что задача дизайнера – делать контент понятным и эстетичным, и привела известное высказывание Массимо Виньелли*: «Жизнь дизайнера – постоянная борьба. Борьба с уродством. Точно так же, как врач борется с болезнью. Для нас визуальная болезнь – это то, что мы имеем вокруг себя, и то, что мы пытаемся сделать, – это, так или иначе, вылечить окружение с помощью дизайна».
Массимо Виньелли (1931–2014) – итальянский дизайнер, специализировавшийся на дизайне логотипов, упаковок, посуды и мебели. Работал в традиции модернизма. Для стиля Массимо Виньелли характерны лаконичность и базовые геометрические формы. Дизайнер говорил: «Если вы можете спроектировать что-то одно, вы можете спроектировать все» – и эти слова отражали широкий спектр его работ. Самыми известными работами Массимо Виньелли являются карта Нью-Йоркского метрополитена, а также фирменный стиль и логотип компании American Airlines.
«Впечатления прекрасные. Аудитория замечательная: студенты внимательно слушали, кивали, задавали вопросы. Конечно, за одну лекцию невозможно все охватить, но я успела показать все наши достижения. Мне кажется, этого было достаточно, чтобы заинтересовать. Вдруг теперь кто-то захочет поменять профессию».
Ольга Вийра, ведущий специалист по графическому дизайну
В продолжение Мастер-класса Андрей Зорин рассказал о цикле мероприятий коммуникационного характера – мараФОМ. Он родился весной 2021 года в ходе Проекта коронаФОМ, изучавшего влияние пандемии коронавируса на различные сферы жизни. К тому моменту у ФОМа уже было много интересных результатов, которыми хотелось поделиться с коллегами, экспертами, журналистами. В поиске формата мероприятия, который позволил бы рассказать о результатах и обсудить их, обратились к идее научного семинара. Каждый такой семинар проходил в гибридном формате (одновременно офлайн и онлайн) и начинался с показа видеоДоклада в стилистике TED, который предварительно записывался в специально созданной для мараФОМа студии, а уже за тем участники встречи переходили к обсуждению. Как отметил Андрей Зорин, обсуждения были очень активными, ни одна из сессий мараФОМа не уложилась в запланированные полтора часа. Поводом для тех мероприятий становились выход или подготовка книг из серии «Социология пандемии». Всего в рамках того мараФОМа состоялось восемь сессий, видеозаписи их можно посмотреть на YouTube-канале ФОМа. В целом же формат такого научного семинара прижился, и мероприятия под вывеской «мараФОМ» (преимущественно посвященные результатам Проекта СМБиз) проводятся регулярно.
Помимо этого Андрей Зорин рассказал про ФОМотеку – магазин-библиотеку книг и информационных продуктов ФОМа для заказчиков, партнеров, коллег и друзей. Она находится в стадии реализации и, по его словам, создается для того, чтобы люди (в первую очередь – представители ФОМ-Облака), которые сейчас отслеживают несколько сайтов и каналов в поисках полезной информации, могли получить завершенные продукты с результатами исследований ФОМа в одном месте.
Завершился Мастер-класс рассказом главного специалиста по сбору и анализу данных Евгении Кондрахиной о мониторинге соцмедиа и СМИ. Она определила такой мониторинг как процесс выявления и анализа упоминаний определенного объекта в публикациях соцмедиа и СМИ и объяснила, как взаимосвязаны контент соцмедиа («Повестка дня») и общественное мнение. По словам аналитика, этот процесс напоминает круговорот воды в природе: пользователи соцмедиа реагируют на повестку дня, обсуждают ее и тем самым формируют повестку.
Евгения Кондрахина отметила, что в ФОМе на первый план выходит задача изучения повестки онлайн-обсуждений и публикаций СМИ. Мониторинг соцмедиа используется для уточнения данных, полученных в ходе опроса или еще на этапе подготовки анкеты, чтобы выявить актуальные, «наболевшие» сюжеты, существующие позиции, распространенные мнения. В своей работе аналитик использует системы мониторинга «Медиалогия» (эффективнее в мониторинге СМИ) и Brand Analytics (эффективнее в мониторинге соцмедиа).
Также Евгения Кондрахина рассказала про продукты мониторинга соцмедиа. Это онлайн-портрет объекта (составление образа, который сформирован в онлайне у конкретного объекта – например, главы региона или руководителя компании), онлайн-повестка (формирование онлайн-повестки в рамках метатемы со списком наиболее активно обсуждаемых тем), люди из онлайна (подбор людей, которых можно было бы привлекать в проекты или за которыми интересно наблюдать в соцсетях) и профильные онлайн-места (отбор релевантных площадок для исследования). В завершение аналитик привела несколько кейсов и продемонстрировала работу систем мониторинга на примере исследования темы молодежного предпринимательства.
«Это очень полезно для нас, потому что мы получаем опыт, который у нас отсутствует. Это было видно на сегодняшнем Мастер-классе, когда студенты сказали, какие формы коммуникации и контента для них привычнее и удобнее. Было приятно видеть, что они вовлечены, воспринимали информацию, которую мы старались до них донести, задавали вопросы. Это было не просто зачитывание лекции – была настоящая коммуникация, надеюсь, что полезная».
Евгения Кондрахина, главный специалист по сбору и анализу данных
______
Что сказали о Мастер-классе студенты
«В первую очередь мне запомнились идея ФОМ-Облака и реализация системы сайтов, поскольку я сам люблю систематизировать материал и мне нравится наблюдать, как это делают другие. Также мне понравилось, что нас спросили о том, какие еще онлайн-продукты может сделать ФОМ. Очень жду подкаста. С работой Brand Analytics и «Медиалогии» я был знаком раньше, поэтому это было не ново для меня.
Из интересных мелочей могу сказать, что только в пятницу я осознал, что логотип ФОМа – это буква Ф, оформленная в виде диалоговых окон».
Дамир Давлетов, 2-й курс
___
«Полезно было послушать о том, что с помощью «Медиалогии» можно не только анализировать количество упоминаний той или иной темы, чем мы занимались в рамках курса по методологии в «Шанинке», но и составлять онлайн-портреты людей, объектов и тем в медиа. И, конечно, теперь жду классных подкастов или видео от ФОМа».
Анна Карпец, 3-й курс