Архивные кадры, на которых запечатлен дружный коллектив ФОМа, комментирует Ефим Галицкий
Во время аудита сайта fom.ru в его недрах был найден фотоархив. На старых снимках – люди, оставившие о себе в ФОМе славные воспоминания, и те, кто трудится в компании до сих пор. Прокомментировать фотографии мы попросили начальника лаборатории анализа данных Ефима Галицкого, который рассказал удивительные истории о многих фомовцах.
На этой фотографии – все наши
Красавица Света Мигдисова (в первом ряду третья справа), замечательная журналистка. Она выпускала ФОМ-Инфо – бюллетень с заметками о результатах наших опросов. А потом случилось так, что Света отбыла в Канаду. Ее муж-физик нашел там работу, и они уехали – только мы ее и видели. Сегодня Света – проводник русской культуры в Канаде. Время от времени мы общаемся.
Митя Белановский (за спиной у Светы), переводчик. В те славные времена сайт ФОМа был еще и на английском языке, и все наши материалы переводились. У меня был специальный макрос для перевода часто повторяющихся словосочетаний, чтобы Митя не мучился. Но нужно было правильно отсортировывать слова и словосочетания, чтобы некоторые фрагменты русских слов не переводились на английский раньше времени. Например, чтобы вместо «полезный» не получилось слово «sexезный», поскольку «пол» – это sex. Мите важно было не зазеваться.
______
Александр Анатольевич Ослон сам по себе
1/12
Александр Анатольевич Ослон сам по себе
______
Аня Петрова
Аня работала в ФОМе методистом по разработке анкет. Наша замечательная походница, все время куда-то срывалась. Однажды Аня со своими товарищами-туристами шла по берегу Азовского моря и увидела фантастическое место – бухту с удивительной красоты голубыми домиками. Аня узнала, что это дом отдыха рыбзавода. Она спросила, можно ли туда приехать, и договорилась об этом. Спустя какое-то время в дом отдыха нагрянула внушительная делегация ФОМа, и с трудом убежала оттуда, потому что это был кошмар. Рыбзаводчане смотрели на нас, как пауки, окружившие свою жертву.
Нас поселили в жутком бараке. Мы спросили про удивительной красоты голубые домики и услышали совет: «Угостите директрису как следует, и она вас переселит». Мы устроили директрисе праздник, нас переселили в домики, а после сообщили, что можно организовать еще и удобные матрасы. В общем, за все приходилось платить. При этом там была ужасная столовая, настолько населенная мухами, что одному из нас все время приходилось махать руками, чтобы отгонять их. В результате все подхватили желудочную инфекцию. Зато море было потрясающее. Ночью оно светилось из-за флуоресцирующего планктона. А еще там летали светлячки и бегали зайцы.
Татьяна Владимировна Цинцевич с сыном
1/4
Татьяна Владимировна Цинцевич с сыном
______
Снова все вместе
Слева Аня Петрова. Рядом наш охранник Володя, из-за которого нас ограбили. Как-то ночью он вместе с милиционером охранял ФОМ. Сработала сигнализация на втором этаже. Володя поднялся и увидел, что металлические решетки на окнах разжаты, но никого нет. Он подумал, что вор не мог далеко уйти и, вместо того чтобы нажать тревожную кнопку, решил его догнать. Выскочил за дверь и тут же получил трубой по голове. А в это время второй охранник – милиционер – ждал, когда вернется Володя. Увидев, что тот не возвращается, он, вместо того чтобы нажать тревожную кнопку, вышел искать напарника и тоже получил трубой по голове. После воры вынесли наши компьютеры. Забавно было то, что они вынесли еще и огромный сейф из бухгалтерии. У нас был тяжеленный, сложной конструкции сейф, и они его украли. Но оказалось, что сейф был пустой, потому что Марианна Аркадьевна так и не смогла освоить его сложную конструкцию.
______
За рулем «Нивы» – замечательная Таня Насонова
Таня – героическая. В прежние времена анкеты возили на вокзал и передавали с проводниками. Поезда уходили и по ночам, и рано утром – и к ним ездила Таня. Однажды она тащила тяжелую коробку с анкетами на ночной поезд и потеряла сознание. Такая была работа.
1/9
За рулем «Нивы» – замечательная Таня Насонова
Таня – героическая. В прежние времена анкеты возили на вокзал и передавали с проводниками. Поезда уходили и по ночам, и рано утром – и к ним ездила Таня. Однажды она тащила тяжелую коробку с анкетами на ночной поезд и потеряла сознание. Такая была работа.
А вот замечательные наши Григорий Львович Кертман и Леша Блехер
Блехер познакомил нас с творчеством барда Михаила Щербакова и однажды устроил для нас его домашний концерт. На YouTube есть запись этого концерта у Леши дома. Там все такие молодые! Иногда гитара Щербакова расстраивалась, и некоторые песни он играл на расстроенной. Я заметил, что, когда я сейчас слушаю эту запись, морщусь как раз там, где я морщился тогда.
А еще Блехер каждый день заваривал в ФОМе по два-три огромных чайника. И всякий раз писал фондовцам маленькие письма, в которых он объяснял, какой и почему именно такой чай он заварил. Кому посвящен чай, как выбор чая связан с погодой или настроением, с событиями вокруг. Такие замечательные литературные искорки. Я начал их собирать, и у меня образовалась большая коллекция писем Леши Блехера. Позже Анечка Данилова оформила эти письма в виде книги, и мы подарили ее ему на юбилей. Книга называлась «Чаинки», очень точное название того жанра, который Блехер придумал.