Фиксация и анализ происходившего с предпринимателями после начала СВО
Доклад «Малый бизнес: жизнь продолжается. Травмы, трансформации и обретения после февраля 2022 года» продолжает серию изданий, в которых запечатлевается состояние российского малого предпринимательства в эпоху нескончаемых потрясений 2020-х годов. Доклад «Краш-тест малого бизнеса» вышел по итогам первого года пандемии коронавируса и зафиксировал сильнейшие эмоции предпринимательского сообщества во время локдауна и то, что помогло пережить его. Доклад «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса» появился на закате пандемии и сфокусировался на опыте и закалке, которые предприниматели приобрели, проживая и преодолевая небывалые по силе и масштабам испытания. Новая работа охватывает жизнь и деятельность предпринимателей после начала СВО. ФОМ называет его турбулентной реальностью – настолько чувствительными, дестабилизирующими поначалу казались изменения, вызванные бурным вихрем новых антироссийских санкций. Когда он начался, бизнес затих, заставив экспертов и чиновников говорить о возможных негативных сценариях в экономике, но довольно быстро оправился от шока и в очередной раз продемонстрировал умение держать удар. Уже во II квартале 2022 года ФОМ зафиксировал в своих опросах восстановление деловой активности и предпринимательского оптимизма.
Этот Доклад, как и первые два, был подготовлен межрегиональным исследовательским консорциумом, объединившим представителей более 20 компаний, которые провели десятки КЭП-сессий – фокус-групп с коммуникабельными экспертами-предпринимателями. Теперь к пулу авторов из числа руководителей и сотрудников компаний присоединился аналитик из академической сферы. Это Денис Стребков, заместитель руководителя департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ и постоянный участник организуемых Проектом СМБиз дискуссионных мероприятий. Донорами актуального знания о малом бизнесе по-прежнему являются конкретные, открытые к разговору предприниматели, готовые отвечать на вопросы о новых вызовах и преодолении, о своем деле и себе самих. При этом им задавались максимально нейтральные вопросы, чтобы избежать оценок в суждениях.
Структурно новый Доклад также напоминает предыдущие работы. Он разбит на три главы, отвечающие на вопросы «Что случилось?», «Что изменилось?» и «Что посоветуете (в связи с пережитым)?». В этих главах соответственно рассказывается о том, с какими трудностями столкнулись предприниматели и что стало катализатором перемен непосредственно в их бизнесе, какие именно решения и изменения позволили их бизнесу остаться на плаву и, наконец, какие выводы были сделаны в ходе преодоления очередного кризиса.
По словам научного редактора Доклада, руководителя группы партнерских коммуникаций ФОМа Роман Бумагина, это исследование позволило собрать большой эмпирический материал о том, как предприниматели выкручивались, попадая в одну неприятность за другой. Через рассказы о поисках новых контрагентов вместо отказавшихся сотрудничать западных, налаживании новых логистических цепочек и решении проблем с неплатежами социологи получили представление о физических поломках в устоявшемся мире.
«Меня поразило то, как на низовом уровне рождались решения. Это же не были спущенные сверху инструкции или что-то вроде обновления Windows, которое приходит одновременно всем и вынуждает установить его. Предприниматели по всей стране в одиночку или объединившись в сообщества в горячих спорах друг с другом вырабатывали лучшие решения и потом транслировали их таким же попавшим в беду предпринимателям – и каждый раз это были одни и те же решения. Такое ощущение, будто они уже лежали на некоей полке, будто платоновской, эйдос этих решений был уже заготовлен. И вот они рождались в творческих муках, в горячих дискуссиях одновременно у тысяч людей, друг с другом не знакомых и ничего друг у друга не копирующих. Просто думающих, как выкрутиться в ситуации, в которой все они оказались».
Роман Бумагин, руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМа
Однако наряду с поломками на физическом уровне есть еще и поломки на символическом уровне – уровне ценностей, идеалов, смыслов. То, что меняется в головах вместе с возникновением невидимой, но хорошо осязаемой стены между Россией и Западом. Роман Бумагин признается, что изучать этот аспект ему как социологу было бы интереснее. И такой вариант рассматривался на этапе подготовки Доклада, но в ходе многочисленных обсуждений от него отказались.
«У нас была развилка: говорить о поломках в бизнесе, вызванных нарушениями взаимоотношений с Западом, на физическом уровне или на символическом уровне. Второе, на мой взгляд, для социологов интереснее, потому что это более массовое явление. Для этого необязательно иметь дело с предпринимателями, которые непосредственно контактировали с Западом. Можно вообще любого взять. Вот та самая кофейня Five O’Clock во Владивостоке, которую я часто привожу в пример. Она-то с Западом, наверное, самое последнее дело имела. Но на символическом уровне, если зайти в эту кофейню, там висят фотографии Лондона и Нью-Йорка. Запад в прямом смысле – вот он, пожалуйста! И посмотреть, как это ломается, сворачивается на символическом уровне, было бы интересно».
Роман Бумагин, руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМа
Эта работа подводит черту под серией Докладов, объединенных в плане подхода и смыслов. По словам Романа Бумагина, предстоит серьезное обсуждение нового Доклада с представителями предпринимательского сообщества, по итогам которого, возможно, он станет трамплином, отправной точкой в создании продуктов, «теснее связанных с жизнью» в эвристическом плане, в плане проникновения в предмет, и в прагматическом.