Участники мероприятия обменялись идеями и мнениями о проекте
Фото: Юрий Терещенко
Дискуссия «Предприниматели России: исследовательский мониторинг (ПРИМ) – первая волна» прошла 6 апреля в смешанном формате: одни участники стали гостями ФОМ-офиса, другие присоединились онлайн. Всего в мероприятии участвовали более 30 экспертов – представителей Сбера, Банка России, Торгово-промышленной палаты, «Опоры России», Национальной гильдии фрилансеров, НИУ ВШЭ и др.
Открывая экспертную дискуссию, директор Института Фонда Общественное Мнение и президент ФОМа Александр Ослон напомнил, что ПРИМ возник в контексте Проекта СМБиз, и кратко рассказал о Проекте в целом и в частности – о Панели Малого Бизнеса, Лонгитюде Малого Бизнеса, а также о качественных исследованиях, результатом которых явились доклады «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии» и «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса». Александр Ослон отметил, что малый бизнес – залог развития экономики, поэтому крайне важно его изучать, проводить репрезентативные исследования на небольшой социальной группе, к которой относятся малые предприниматели и самозанятые.
«Для меня абсолютно принципиальна возможность проводить систематические исследования на очень малой социальной группе репрезентативно. Наша Панель – это бриллиант. Такой панели ни у кого больше нет, и не знаю, будет ли когда-нибудь. К тому же я считаю, что малый бизнес – залог развития экономики. То есть я смешиваю личное с общественным: Панель мне лично кажется принципиально важной, а малый бизнес важен для государства. Поэтому мы три года развивали Проект СМБиз, и спасибо Сберу, который распознал в этом Проекте большой потенциал».
Александр Ослон, президент ФОМа
В свою очередь, представители Сбера высоко оценили экспертный уровень ФОМа, отметив, что ПРИМ воплощает и расширяет лучшие исследовательские практики «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM), который с прошлого года приостановил сотрудничество с Россией. По словам директора управления GR и работы со специальными проектами Сбера Юрия Дмитриева, ФОМ был предложен в качестве исследовательской компании для реализации проекта, который станет преемником GEM, поскольку у социологов ФОМа есть большой опыт исследования предпринимательства. А директор по исследованиям корпоративных клиентов Сбера Марина Горенская добавила, что преимуществом Панели Малого Бизнеса является не только ее репрезентативность, но и то, что она охватывает респондентов, живущих в небольших населенных пунктах – селах, пгт. Кроме того, метод телефонного опроса позволяет включить в исследование предпринимателей, которые не пользуются интернетом.
Подробнее о Панели Малого Бизнеса рассказал руководитель группы телефонных опросов ФОМа Тимур Османов. Он подчеркнул, что Панель – это не только база из 7760 респондентов, но и выстроенная система коммуникации с ними. В том числе – использование специального номера для опросов, работа обученных интервьюеров, которые знают специфику деятельности предпринимателей и умеют грамотно общаться с ними. То есть Панель представляет собой налаженную систему опросов предпринимателей.
В продолжение дискуссии руководитель группы «Финансовое поведение» инФОМа Людмила Преснякова напомнила, что уникальность проекта ПРИМ заключается в том, что в его фокусе находится не предприятие или компания, а сам предприниматель, его настроения, оценки происходящего и ожидания.
1/23
Фото: Юрий Терещенко
«Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ) – проект, который мы делаем совместно со Сбербанком и Минэкономразвития. На наш взгляд, это один из самых интересных, прорывных и инновационных проектов на отечественном исследовательском рынке. Сегодня мы рассказываем об этом проекте и надеемся получить обратную связь о том, насколько эта информация нужна, насколько она ценна и востребованна. Мы рады предложениям и идеям, как сделать наш проект лучше».
Людмила Преснякова, руководитель группы «Финансовое поведение»
Совместно с ведущим специалистом группы «Финансовое поведение» Юлией Дормидонтовой Людмила Преснякова представила результаты первой волны ПРИМа, выделив наиболее показательные из них и отметив, что исследования проводятся ежеквартально, а значит, данные не теряют своей актуальности.
Во второй части мероприятия эксперты обменялись мнениями о проекте, высоко оценив и уровень проделанной работы, и широту исследований (они включают не только предпринимателей, но и самозанятых и в целом население работоспособного возраста), и их регулярность. Участники мероприятия также обсудили, в чем состоит ценность данных ПРИМа, как их использовать на практике и как расширить проблематику проекта. В частности, звучали предложения сделать исследования по регионам или исследования, касающиеся предпринимателей-подростков, которые только начинают делать первые шаги в бизнесе, а также организовать летние школы для молодых аналитиков, чтобы те в перспективе смогли работать с данными проекта.
В завершение встречи ее участники продолжили общение в неформальной обстановке.