Социологи рассказали о самоидентификации россиян во время СВО и исследовании бизнес-стратегий малых предпринимателей
С 3 по 9 октября в подмосковном Красновидове состоялось 45-е заседание Международной научной школы-семинара имени академика С. С. Шаталина «Системное моделирование социально-экономических процессов». «Шаталинка» является уникальным научным мероприятием по своей продолжительности, составу участников и творческой атмосфере. Ее заседания позволяют накапливать ценный опыт взаимодействия ученых, способствующий развитию экономических исследований. По традиции ФОМ принял в семинаре активное участие.
Так, начальник лаборатории анализа данных Ефим Галицкий представил доклад «Самоидентификация россиян времен СВО».
«По результатам проходившего летом 2022 года опроса, в котором приняли участие более 60 тысяч респондентов, удалось выделить 14 типов самоидентификации. Представители групп ассоциируют себя с разными по размеру и уровню иерархии сообществами: от России в целом до собственной семьи. При этом самоидентификация россиян существенно влияет на их оценку происходящего в стране: чем выше уровень иерархии того сообщества, с которым себя ассоциирует человек, тем более лоялен он к деятельности правительства. Интересно, что суммарный объем групп с главной ассоциацией «Я – гражданин России» в поколении кризиса (то есть среди родившихся после 1991 года) почти вдвое меньше максимума в поколении романтики (то есть среди родившихся с 1944 по 1951 годы) – 18% против 34%».
Ефим Галицкий, начальник лаборатории анализа данных
Второй доклад, подготовленный Ефимом Галицким совместно с научным руководителем департамента социологии НИУ ВШЭ Александром Чепуренко и президентом ФОМа Александром Ослоном, касался типологических групп малого бизнеса. На основе опроса 580 участников Панели Малого Бизнеса ФОМ были выделены четыре группы предпринимателей, различающиеся потребностями в мерах государственной помощи («Продвинь меня», «Научи меня», «Сократи налоги и бюрократию», «Не трогай меня»). Как отметил Ефим Галицкий, знание ключевых черт и особенностей этих групп позволяет сделать политику в отношении малого бизнеса более адресной.
А Екатерина Пушкина, ведущий специалист отдела обработки и анализа данных, представила доклад «Исследование стратегий российского малого бизнеса по данным лонгитюдных опросов СМБиз». Она поделилась с участниками конференции принципом создания групп предпринимателей, исходя из траекторий их бизнес-стратегий, и рассказала, как происходит отслеживание истории переходов предпринимателей из группы в группу, а также о том, какие особенности предприятий и действия бизнесменов способствовали улучшению их бизнес-позиций в разгар пандемического кризиса, а какие – в период санкционного.
«Я укрепилась в представлении, что мы делаем действительно важное дело, проводя уникальные исследования малого бизнеса. На конференции было немало докладов о теоретических моделях, для совершенствования которых не хватает эмпирических данных. Делегация ФОМа представляла «живые» опросные данные и результаты интервью, что было принято другими участниками конференции с большими вниманием и интересом».
Екатерина Пушкина, ведущий специалист отдела обработки и анализа данных
Ее доклад был отмечен дипломом имени С. С. Шаталина как лучший доклад, а также за высокий уровень результатов исследований в социально-экономической сфере.
В докладе «Трудности первых месяцев турбоРеальности: новые условия для малого и среднего бизнеса» речь шла о сложностях, с которыми столкнулись предприниматели после начала СВО и введения антироссийских санкций. А доклад «Антихрупкость российских предпринимателей: от пандемического кризиса к турбоРеальности» был посвящен свойствам бизнеса, которые помогают компаниям успешно преодолевать трудности. Он был отмечен дипломом имени В. Н. Эйтингона как лучший доклад, а также за высокий уровень результатов исследований в области управления экономическими системами.
«Участники школы-семинара проявили живой интерес к нашим докладам: задавали уточняющие вопросы, предлагали идеи для развития исследования. Например, они посоветовали разработать методологию идентификации антихрупких компаний в количественных исследованиях – тест на антихрупкость. Ранее мы делали шаги в этом направлении, пытаясь найти измерители антихрупкости. Но тогда нам не хватило материалов исследования для разработки инструментария. Теперь мы попробуем вернуться к этой теме с учетом новых знаний».
Юлия Кот, руководитель коммуникационного направления
Кроме того, исследователи презентовали книгу «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус», рассказав, чем она может быть полезна исследователям, бизнесменам и другим читателям.