Презентация состоялась в рамках внутренней стратегической сессии регулятора по вопросам повышения финансовой грамотности
В конце марта в Подмосковье прошла стратегическая сессия по вопросам повышения финансовой грамотности, которую провел Банк России для руководства своих региональных отделений. На мероприятии обсуждалась разработка стратегии по формированию финансовой культуры населения на 2023–2030 годы. Сессия открылась пленарной дискуссией «Новая стратегия повышения финансовой грамотности: человекоцентричность как приоритет». В ней приняли участие Михаил Котюков, заместитель министра финансов РФ, Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, а также представители областных отделений главных управлений Центробанка.
В рамках пленарной дискуссии отдельное слово было предоставлено социологам. Людмила Преснякова, руководитель группы «Финансовое поведение» ФОМа, выступая онлайн, представила результаты четвертого замера ключевых показателей финансовой грамотности взрослого населения и молодежи, выполненного по заказу Банка России, анализ динамики по ним с 2017-го по 2022 год, а также результаты изучения инвестиционного и цифрового поведения россиян, их установок и практик в этих сферах (в том числе практик киберзащиты). Кроме того, она рассказала о связи финансовой культуры и поведенческой экономики. В частности, о том, какие когнитивные и эмоциональные механизмы приводят к нерациональному финансовому поведению и как защитить потребителей от их действия, а также от навязывания невыгодных товаров и услуг.
По словам Людмилы Пресняковой, участие в подобных мероприятиях позволяет ФОМу не только поддерживать хорошие отношения с постоянными заказчиками, коим выступают Департамент денежно-кредитной политики и Служба по защите прав потребителей Банка России, но и в перспективе получить новых заказчиков в лице других департаментов Центробанка или представителей других организаций, органов власти. Кроме того, презентация результатов социологических исследований помогает повысить их ценность (поскольку заказчикам становится понятно, как с ними работать) и поддерживать репутацию ФОМа как лидера социологического рынка.