Координаторы Проекта рассказали молодежи об исследованиях малого бизнеса
В конце февраля в рамках лекционной программы Сбера на Международной выставке-форуме «Россия», проходящей на ВДНХ, Фонд Общественное Мнение представил данные Проекта СМБиз. Руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМа Роман Бумагин и руководитель отдела «Социология экономической культуры» ФОМа Юлия Дормидонтова презентовали слушателям совместный доклад «Предприниматели России: счастье, ценности и успешность». При этом Роман Бумагин рассказал о качественных исследованиях, а Юлия Дормидонтова – о количественных. Объединенные тематикой настроений и самоощущения предпринимателей данные двух, казалось бы, разных направлений Проекта СМБиз не конкурировали друг с другом, а составляли общую картину.
Так, в качестве свидетельства о том, что малый бизнес сохраняет оптимизм даже при наступлении катастрофы, Роман Бумагин привел несколько ярких выдержек из Доклада «Краш-тест малого бизнеса» (2020 год). К примеру, о том, что, предприниматели прогнозировали моментальное восстановление спроса на услуги, предполагающие тесный контакт с потребителем, включая контакт со слизистыми, после отмены локдауна (и он действительно быстро восстановился).
Кроме того, предприниматели довольно скоро оправились от шока и начали действовать в предлагаемых обстоятельствах. Это хорошо заметно по их репликам, приведенным в Докладе «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса» (2021 год). Оценивая ситуацию, предприниматели быстро перешли от терминов, характеризующих нечто удивительное, к операциональным (описывающим действия) терминам. Пандемический кризис оказался лишь репетицией нового, санкционного, кризиса, но и тогда малые предприниматели устояли и благодаря своему оптимизму и горизонтальным связям нашли выход из ситуации. Этому посвящен Доклад «Малый бизнес: жизнь продолжается. Травмы, трансформации и обретения после февраля 2022 года», который должен скоро увидеть свет.
А Юлия Дормидонтова привела данные трех последних волн совместного исследования ФОМа, Сбера и Минэкономразвития «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ). Она отметила, что у 68% предпринимателей высокий или выше среднего уровень счастья, 65% скорее или полностью удовлетворены своей жизнью. При этом счастье предпринимателей чаще всего так или иначе связано с семьей (68% назвали ее своей главной ценностью). Руководитель отдела «Социология экономической культуры» также подчеркнула, что, несмотря на сложности и кризисы, большинство предпринимателей считают свое занятие престижным и помогающим добиться успеха в жизни.
«Было приятно представить результаты ПРИМа перед молодежной аудиторией, интересующейся предпринимательской деятельностью, рассказать ей о том, что говорят о себе предприниматели, каковы они. Надеюсь, что в том числе и эта информация поможет нынешним студентам определиться с тем, видят ли они себя в сфере бизнеса. К тому же выступать в дружественной обстановке павильона Сбера – одно удовольствие».
Юлия Дормидонтова, руководитель отдела «Социология экономической культуры» ФОМа
Несмотря на то что фомовцы выступали в конце насыщенного лекционного дня, аудитория внимательно слушала доклад и задавала интересные вопросы. А автор лучшего вопроса получил приз (умную колонку) от Сбера.
«Прозвучало пять вопросов, преимущественно о том, как начать свой бизнес. На мой взгляд, все вопросы были релевантными и с огоньком, но лучшим был признан вопрос, адресованный исследовательской команде ФОМа: «Почему предприниматели оказываются (немного) счастливее обычных людей, ведь бизнес неразрывно связан с риском и со стрессом?» Юлия Дормидонтова, отвечая на этот вопрос, апеллировала к важному различию между вынужденными и добровольными предпринимателями. Именно последние, для которых бизнес – это способ реализации своих замыслов, своей мечты, тянут общий индекс счастья предпринимателей вверх».
Роман Бумагин, руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМа
Таким образом выступление исследовательской команды ФОМа на Международной выставке-форуме «Россия» позволило закрепить партнерство со Сбером и несколько расширить аудиторию Проекта СМБиз.