Доклад о ведении Лонгитюда Малого Бизнеса и поддержании вовлеченности его участников вызвал неподдельный интерес академической аудитории
Сотрудники ФОМа приняли участие в заседании научного совета ВЦИОМа «Перспективы лонгитюдного исследования: старые проблемы и новые вызовы», посвященном особенностям, методологии и методике лонгитюдов.
Начальник Лаборатории анализа данных Ефим Галицкий, главный специалист Лаборатории Тимур Османов и ведущий специалист группы домоФОМ Найля Абдулхаерова представили совместный доклад «Ведение Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ и поддержание вовлеченности участников». Ефим Галицкий рассказал аудитории о том, что представляет собой Лонгитюд Малого Бизнеса, о его уникальности, особенностях, преимуществах и прогностических возможностях. Тимур Османов затронул вопросы обновления выборки, продемонстрировав график «осыпания» респондентов. Он отметил, что процент «осыпания» с каждой новой волной исследования снижается. И в последние волны опроса «осыпание» респондентов находится на уровне 3–4%, а выборка регулярно пополняется таким образом, чтобы число опрошенных держалось на уровне 700 человек каждую волну.
По словам Найли Абдулхаеровой, важный элемент Лонгитюда, необходимый для его развития, – поддержание интереса к долгосрочному исследованию как у лонг-респондентов, так и у лонг-интервьюеров.
«Мы используем различные методы для удержания респондентов, включая в анкету различные тематические блоки вопросов, которые могут быть интересны предпринимателям, например о хобби, подарках, кулинарии. Мы также предоставляем респондентам различные варианты участия в опросе, позволяя им выбирать между онлайн- и телефонными интервью. В интервалах между опросами мы не забываем про наших лонг-респондентов: поздравляем с днями рождения, отправляем открытки к праздникам, рассылаем информационные материалы по результатам очередной волны опроса, благодарственные письма. Все это, на наш взгляд, способствует установлению доверительных отношений и поддержанию интереса к нашему проекту.
Похожие меры мы применяем и для удержания лонг-интервьюеров: регулярно проводим рабочие встречи, тренинги, поздравляем их с праздниками, с годовщинами нашего проекта (делали поздравительную видеогазету к двухлетию Лонгитюда, им она очень понравилась). Лонг-интервьюеры делятся с нами своими радостями и трудностями. Например, наш интервьюер Галина Уланова однажды опрашивала очень сложного в общении респондента, который ее совершенно изматывал морально и даже оскорблял. И вот однажды тот где-то увидел сирень сорта «Галина Уланова», сфотографировал и отправил ей. Это можно было считать примирением. Такие истории демонстрируют, как нелегка работа лонг-интервьюера. Вообще, наши интервьюеры очень переживают за предпринимателей, трепетно к ним относятся, делают тонкую, ювелирную работу, грамотно выстраивая взаимодействие с ними».
Ведущий специалист группы домоФОМ Найля Абдулхаерова
Доклад вызвал живой отклик аудитории. Тимур Османов отметил, что, как правило, исследователи слабо представляют, какие люди стоят за цифрами, с которыми они работают, поэтому доклад ФОМа, в котором данные и графики переплетались с живыми, человеческими историями, произвел настоящий фурор. Участники научного совета интересовались тонкостями работы с лонг-интервьюерами, взаимодействиями интервьюеров с респондентами, обсуждение вышло далеко за рамки тайминга, что нехарактерно для научных заседаний ВЦИОМа и свидетельствовало о неподдельном интересе аудитории к Лонгитюду Малого Бизнеса ФОМ со стороны профессионального сообщества. Кроме того, фомовцы отметили, что участие в этом мероприятии было им полезно с точки зрения получения знаний о долгосрочных исследованиях других компаний и расширения круга профессиональных контактов.