«ФОМ-Мастерская прежде всего – для учителей»

Президент ФОМа Александр Ослон – о важности Проекта для атмосферы в ФОМе и самоидентификации ФОМ-Мастеров

qr-code
«ФОМ-Мастерская прежде всего – для учителей»

В начале поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от ФОМ-Конференции?

ФОМ-Конференция – это первый этап вполне рационального бизнес-процесса по созданию кадрового резерва. Следующий этап – Мастер-классы для тех, кто запишется на курс ФОМоведения. За ним – практическая работа с ФОМ-Мастерами для тех, кто станет ФОМ-Учениками. И если подводить первый итог, то 35–40 студентов, которые пришли на ФОМ-Конференцию и остались довольны (а это было видно и по лицам ребят, и по откликам), – хороший результат. Нам еще предстоит посчитать мотивационные письма от тех, кто выразил желание пройти курс ФОМоведения, но, независимо от числа записавшихся, я доволен.

Мы впервые проводим такую работу, после нее у нас останутся не только ФОМ-Ученики, но и материалы Мастер-классов, которые станут частью большого ФОМ-Пособия. Так что явная польза есть. Это с одной стороны.

С другой стороны, ФОМ-Мастерская важна для внутренней атмосферы ФОМа, для сотрудников, которые в этом Проекте участвуют. У меня такое ощущение, что с этим Проектом у многих загорелись глаза. Поначалу, когда только возникла идея ФОМ-Мастерской, я видел индифферентное отношение – ну, еще одна затея. Первые наброски презентаций руководителей департаментов были сделаны в формально-отчетном духе – для тех, кому зачем-то нужна информация об организации ФОМа. Однако за несколько недель подготовки все эволюционировало и стало живым и ярким. Настрой ушел от отчетной модальности к модальности формирования впечатлений у слушателей. Появились совершенно другие интонации, выражения лиц и совершенно другие слайды. Вот что самое главное.

Означает ли это, что критерий успеха этого Проекта для ФОМа лежит в эмоциональной плоскости?

Конечно. Проблема любой организации – это рутина, которая, как болото, поглощает все – и хорошее, и плохое. В таком случае жизнь начинает идти по инерции, а это самое страшное. Поэтому, когда появляется дело, которое увлекает, это очень полезно для коллектива.

И успехом ФОМ-Мастерской можно будет считать внутренние подвижки. Это не фиксируется цифрами, но очень заметно на уровне ощущений – увлеченность, горящие глаза, готовность развивать и развиваться. Все для того, чтобы небольшой мир, который представляет собой ФОМ, продолжал существовать.

В декабрьском интервью ФОМ-Газете вы говорили, что можно строить планы на год вперед, а потом вмешиваются обстоятельства. Вот и ФОМ-Мастерская появилась неожиданно и стала одним из ключевых Проектов ФОМа. А какие у него были предпосылки?

Почему же неожиданно?! В начале 2022 года я обозначил девять главных дел. Одним из них была ФОМ-Мастерская. Правда, после 24 февраля, когда мир изменился, все стало иначе и некоторые из главных дел остались на бумаге. А теперь мы вернулись к этому Проекту в новой ситуации и уже с проработкой деталей.

Изначально была идея реанимировать ФОМ-Кафедру. Я нашел свою бумагу 20-летней давности, в которой описывается ФОМ-Кафедра. Тогда предлагалось вести в Высшей школе экономики предмет ФОМ-Социология. Очень многие вещи, которые напоминают сегодняшний Проект, были заложены в начале нулевых. ФОМ-Кафедра какое-то время была очень живой, но любое дело без должных оживляющих усилий оказывается в тупике и останавливается. ФОМ-Кафедра в нынешнем состоянии в «Вышке» – я не хочу вдаваться в подробности – превратилась в формальную структуру. Там вообще ничего не происходит даже для галочки. Это чем-то похоже на чердак, где была какая-то жизнь, а потом туда перестали ходить и все там покрылось пылью и омертвело. В этом смысле ФОМ-Мастерская – это реанимация, но в новых условиях. То есть это не новая идея, а обновленная.

А в чем принципиальная разница между этими двумя проектами?

В случае с ФОМ-Кафедрой на первом месте стоял учебный процесс: ФОМ подключался к «Вышке» и занимал свою веточку в учебе студентов. В случае с ФОМ-Мастерской учеба – на втором месте. А на первом – рефлексия учителей, передающих свое отношение к ФОМу, передающих свои знания и опыт, реплицирующих себя в ФОМ-Учениках, которые становятся естественным следствием этого процесса, а не целью, как это есть и должно быть в учебном заведении. Но ФОМ-Мастерская ведь не учебное заведение, а скорее экспериментально-практическое приложение к нему, в данном случае к «Шанинке».

Я сказал про неожиданное появление ФОМ-Мастерской, вспомнив, как на одной из планерок в начале года Лейла Васильева рассказала об интересе «Шанинки».

Здесь, как это часто случается, обстоятельства сложились в мозаику. Разговор о том, что ФОМ-Мастерская нужна, возможно, долгое время оставался бы разговором, если бы не стечение обстоятельств. Лейла, будучи преподавателем «Шанинки», где изначально главенствует ориентация на теорию, рассказала об интересе студентов этого вуза к социологической практике, в ее случае – к методу фокус-групп. Поэтому идея ФОМ-Мастерской обсуждалась с деканом факультета социальных наук Ириной Дуденковой, которая стала ее энтузиастом и организовала поддержку со стороны «Шанинки».

Что вы могли бы сказать о ФОМ-Мастерах и преподавательском составе в целом?

Каждый из преподавателей – сотрудник ФОМа и ФОМ-Мастер. Все они в профессии давно и занимаются своими делом с глубоким погружением. При этом далеко не все из них осознают себя ФОМ-Мастерами.

Но через некоторое время, когда пройдут Мастер-классы и появятся ФОМ-Ученики, к ФОМ-Мастерам придет новое понимание самих себя.

Они и сейчас – кто-то в больше степени, кто-то в меньшей – занимаются с молодыми коллегами, рассказывая о нюансах своей работы и в конце концов втягивая их в свое дело, но у этого процесса не было названия. Сейчас такая работа приобретает форму ФОМ-Мастерской, и в результате будет складываться самоидентичность ФОМ-Мастеров.

Я уверен, что изменения, которые я описываю, произойдут, и в собственном развитии ФОМа возникнет новая ступенька, на которой вместе с ФОМ-Мастерами будут стоять и ФОМ-Ученики – будущие ФОМ-Мастера.

Расскажите, пожалуйста, каким будет ФОМ-Пособие, которое планируется создать по итогам курса ФОМоведения?

Это будет нечто яркое, мультимедийное, систематизирующие большой объем информации, но в то же время обозримое, возможное для изучения и использования. Но что именно это будет, я пока не знаю. Пока для меня ФОМ-Пособие – метафора, образ. Но я не сомневаюсь, что постепенно этот образ будет уточняться, вырисовываться и в конечном счете реализуется. Что это будет? Книжка? Много книжек? Файлы? Интерактивная система? Это будет что-то, «пособляющее» всем, кто захочет учиться быть фомовцем. Материалы, с которыми обязательно станут знакомиться новые ФОМ-Сотрудники и просто ФОМ-Любопытствующие.

Интервью подготовил Михаил Володин
© 2024 ФОМ