Добиться у предпринимателей ментального сдвига!

Социологи ФОМа, работающие над интенсивом «Антихрупкость», обратились за экспертным мнением – и получили мастер-класс по бизнес-консультированию

qr-code
Добиться у предпринимателей ментального сдвига!

Интенсив для предпринимателей «Антихрупкость: как бизнесу выжить в трудные времена?», который сейчас разрабатывается социологами ФОМа, обобщает опыт более чем 90 антихрупких компаний. Его цель – помочь руководителям бизнеса ответить на актуальный вопрос, вынесенный в название образовательной программы. Чтобы сделать интенсив максимально полезным, авторы решили поинтересоваться мнением экспертов – предпринимателей, которые успешно преодолели пандемический кризис и некоторое время назад поделились своим опытом с участниками Проекта коронаФОМ. Первой на просьбу социологов откликнулась Мария Шакова, совладелица салона красоты и бизнес-консультант с более чем 10-летним опытом публичных выступлений. Встреча с ней состоялась в ФОМе 15 февраля. 

Начало встречи руководитель коммуникационного развития партнерской сети и координатор Проекта СМБиз Роман Бумагин, выступивший модератором, посвятил предыстории. Он рассказал об исследовании пандемического опыта предпринимателей и сформулированной позже концепции антихрупкости (по Нассиму Талебу), то есть о наборе свойств, которые позволяют бизнесменам быть устойчивыми к трудностям и даже извлекать выгоду из кризисных ситуаций. «В беседах с предпринимателями, которые успешно пережили кризис, мы намыли крупицы золота и теперь хотели бы ими поделиться», – завершил свою речь метафорой, отражающей идею интенсива, Роман Бумагин. 

Далее слово взяла Мария Шакова. Во время обсуждения презентации, рассказывающей о семи свойствах антихрупкости, она высоко оценила исследовательский труд ФОМа (и не раз комплиментарно высказывалась о нем по ходу своего выступления) и поделилась своим представлением о том, каким должен быть образовательный продукт для предпринимателей. И тут (пусть и перед маленькой аудиторией не бизнесменов) Мария Шакова выступила в привычной для себя роли бизнес-консультанта – почти полтора часа рассказывала о том, как помогать предпринимателям в кризисной ситуации, и отвечала на вопросы социологов. 

Многие рекомендации Марии Шаковой касались подачи информации. Например, эксперт считает критически важным ограничить время презентации 20 минутами, после чего нужно переходить к интерактиву: общаться с аудиторией, задавать вопросы и всячески провоцировать слушателей на диалог – иначе заскучают. Информацией в презентации не стоит перегружать – на каждом слайде представлять один кейс или совет, причем обязательно с иллюстрацией. Сами советы следует формулировать четко и практично. Бизнес-консультант отметила, что предприниматели, которые, возможно, прошли не один кризис, – «неубиваемые люди», поэтому удержать их внимание абстрактными рассуждениями не получится. Кроме того, Мария Шакова порекомендовала разговаривать с предпринимателями о цикличности экономики и повторяющихся каждые 7–10, а то и 5 лет кризисах. По ее словам, многие бизнесмены, несмотря на опыт, к подобным испытаниям оказываются не готовы – когда все хорошо, они бездумно тратят деньги, полагая, что благополучная ситуация бесконечна, вместо того, чтобы жить скромнее и откладывать часть дохода на тяжелые времена. И, конечно, нужно обсуждать стратегии, направленные на поиск конкурентных преимуществ. В кризис они важны как никогда. 

Бизнес-консультант подчеркнула, что в сложный период деньги должны быть последним способом решения вопросов – предпринимателям нужно опираться на собственные интеллект, знания, опыт и больше коммуницировать – с клиентами, сотрудниками. По словам Марии Шаковой, многие руководители не умеют или не хотят коммуницировать со своими сотрудниками – часто не знают об их сильных сторонах, которые могут оказаться полезными в непростой ситуации. А ведь коммуникация – верный ключ к поиску новых решений. И в этом нужно убедить предпринимателей. Научить или даже заставить их коммуницировать, поскольку общение внутри коллектива и здоровая корпоративная культура – главное, что помогает компании справиться с последствиями кризиса. 

Справиться, преодолеть… Бизнес-консультант отдельно обратила внимание на коннотацию своего выступления. Она считает неправильным недооценивать экономическую ситуацию в общении с предпринимателями (в кризис тонут все), однако принципиально важным использовать слова с позитивной окраской и забыть о тех, что несут негатив. Ведь задача – не только дать предпринимателям полезные советы и знания, но и заставить их мыслить иначе, вдохновить. Обеспечить ментальный сдвиг, который изменит подход этих людей к ведению бизнеса! 

В финале своего выступления эксперт отметила, что, помимо профессиональных знаний, предприниматели идут на образовательные программы ради нетворкинга, новых связей. Неформальное общение во время кофе-брейка не стоит недооценивать – именно здесь добываются полезные контакты и зарождаются партнерства. Кроме того, Мария Шакова призвала ФОМ воспользоваться своим авторитетом и привлечь к сотрудничеству «Яндекс», Mail.ru, «Сколково» – возможность посетить передовые компании стала бы привлекательным фактором для слушателей интенсива. 

«Мария Шакова – эксперт международного уровня. Мы очень рады, что она откликнулась на наше приглашение и дала ценные советы, как сделать материалы будущего интенсива понятнее и полезнее для предпринимателей. Ее энергетика и заинтересованность в нашей работе вдохновляют и мотивируют. Три года назад Мария стала героем нашей первой беседы о практиках адаптации бизнеса к условиям пандемии, а сейчас – первым экспертом, который помогает запустить новый для нас формат интенсива. Нам было важно, чтобы Мария посмотрела на наши исследовательские выводы с позиции предпринимателя – потенциального участника интенсива и посоветовала, что стоит доработать или изменить».

Юлия Кот, руководитель коммуникационного направления

Авторы интенсива для предпринимателей «Антихрупкость: как бизнесу выжить в трудные времена?» планируют продолжить работу с экспертами и в ближайшее время провести еще несколько подобных обсуждений. 

Михаил Володин
© 2024 ФОМ