Президент ФОМа Александр Ослон – о турбоРеальности, проектах ФОМа, его антихрупкости и юбилее
Каким останется в истории ФОМа 2022 год, помимо того что он был юбилейным?
В начале года стало ясно, что пандемия заканчивается. Завершается пандемическая реальность – то есть то, что мы изучали в течение двух лет, в 2020 и 2021 годах. Несмотря на это у нас были планы продолжить начатое в пандемический период. Но все отменилось в одночасье 24 февраля, когда началась совершенно новая реальность, которая была названа турбулентной, или турбоРеальностью.
Под знаком этой новой реальности и прошел весь год. Началась специальная военная операция, и появилось то, чего мы своей жизни никогда не видели, – сводки с фронта. Запад превратился из конкурента и недоброжелателя, каким он был в последние годы, во врага, противника. Встал по другую сторону баррикады и начал предпринимать не просто недружественные, а враждебные действия – санкции, поставки оружия, отмена русской культуры, что для нас тоже стало абсолютно новым. Одновременно с этим возникла новая роль Китая. И вот в этой новой реальности мы находимся сегодня, пытаемся жить в ней, адаптироваться, понять, что происходит и что будет происходить.
Для ФОМа же этот год стал юбилейным – нам исполнилось 30 лет. Обычно в такие моменты, помимо празднования, положено подводить итоги: пытаться зафиксировать прошлое – осмыслять, вспоминать, рефлексировать. У нас был двойной повод для этого: с одной стороны, 30 лет ФОМа, с другой – всеобщий слом привычной жизни и наступление новой реальности. Вот такой абсолютно удивительный год. У него и по цифрам загадочно – всего лишь две цифры: двойка и нолик. Можно было ожидать от такого года чего-то необычного, вот оно и случилось.
Подводя итоги, каким проектами или исследованиями, проведенными в этом году, ФОМ может гордиться?
Все 30 лет мы занимаемся опросами и гордимся этим. Гордимся тем, как мы их делаем – хорошо, много, интересно, полезно.
Проект коронаФОМ, который был связан с изучением пандемической реальности, завершился, но его следы остаются. В начале 2022 года вышли бумажные версии книг серии «Социология пандемии», которые в прошлом году были сделаны в электронном виде, а также книга «Деньги и коронаВирус. Как россияне переживают кризис». Несмотря на то что Проект коронаФОМ завершен, он является предметом гордости.
Новая реальность породила новый Проект – турбоЗонд. Это наш ответ на турбоРеальность. Проект совершенно нетипичен для ФОМа тем, что он изначально непубличный. Он делается для подписчиков, которые платят за данные, и основывается на нашей новой опросной технологии фастФОМ, когда ежедневно проводится небольшой опрос 300 человек по общероссийской выборке, а анкета при этом меняется блоками.
Продолжается и очень бурно развивается Проект «Социология Малого Бизнеса». Его сердце – Панель Малого Бизнеса, в ней уже почти 7000 человек. Это абсолютно уникальная затея. Панель формируется из респондентов, попадающих случайно в населенческие выборки. Это означает, что она репрезентирует генеральную совокупность под названием «малый бизнес».
Такого не было и нет больше нигде в России, а специалисты поговаривают, что подобного рода панель и в мире никогда не строилась. Построить такую панель могут только очень крупные опросные организации, имеющие как результат своей основной деятельности базу опрошенных респондентов. В базе наших бывших респондентов, попавших в случайные населенческие выборки и согласившихся на повторные контакты, сейчас 550 000 человек. Мы набрали их с 2020 года. Среди них – около 20 000 людей, называющих себя предпринимателями. И мы их всех обзваниваем, приглашаем в Панель. Согласившихся уже около 7000 – это люди, которые также предоставили нам дополнительную информацию о себе, о своих бизнесах. И вот с ними мы проводим исследование.
Кроме того, выпущен большой доклад «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса». А еще возник, я надеюсь, долголетний симбиоз со Сбером – проект ПРИМ, «Предприниматели России: исследовательский мониторинг». Этот проект придет на место известного международного «Глобального мониторинга предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor – GEM), который проводился в России более 15 лет.
Ну и, конечно, надо упомянуть наш юбилей. Это не просто праздник 15 июля, к которому мы готовились. В рамках проекта ФОМ-30 появилось много новых идей. Например, викиФОМ, которая только-только начинает дышать. Это маленькая «Википедия» о ФОМе, которая скоро наполнится историями и материалами о нашем прошлом и настоящем. И следующее 30-летие можно будет праздновать, уже опираясь на то, что собрано в этой системе.
ТурбоРеальность, как и любой другой кризис, учит компании быть антихрупкими. И это то, что изучает ФОМ в рамках Проекта СМБиз. А в чем заключается антихрупкость самого ФОМа?
Антихрупкость – это совокупность свойств, присущих некоторым сущностям, которые, в отличие от слабых, ломающихся в сложных ситуациях, и крепких, выживающих в сложных ситуациях, находят возможности и пути стать сильнее. Трудные обстоятельства стимулируют такие организации, создают внутреннюю мотивацию, которая приводит к их парадоксальной реакции.
В нашем случае я бы назвал три аспекта. Первый – это наша профессия и наш профессионализм, наше отношение к профессии и владение ей. Она особенная, поскольку мало кто занимается опросами профессионально, тем более в таком объеме и так долго, как это делает ФОМ, заслуживший соответствующее признание. Это то, что в конечном счете приводит к огромной востребованности наших работ. За 30 лет не возникало даже мысли, что мы не нужны. Спрос на нашу работу существует как константа.
Второй аспект – это наше внутреннее духовное состояние. Соотношение между духом и материей в ФОМе явно в пользу духа. Деньги важны, без них невозможно ни жить, ни работать, но деньги не являются самоцелью, они инструмент для того, чтобы жить и работать. А дух – это идеи, постоянное стремление к тому, чтобы возникало что-то новое в профессиональном, содержательном, организационном плане. Это такая неуспокоенность, неусидчивость, очень характерная для ФОМа.
И третий аспект – это люди. Люди, которым нравится работать, получать радость от работы. Люди с замечательными профессиональными и человеческими качествами.
Вот такие у ФОМа корни антихрупкости!
Расскажите, пожалуйста, о новой форме сотрудничества с государством, к которой ФОМ переходит с нового года. Каким образом это повлияет на деятельность компании и каковы в соответствии с этим цели, задачи и приоритеты ФОМа?
Здесь возникает важный момент финансирования работ, которые мы делали для государственных институтов, прежде всего для администрации президента, но не только. Ведь все губернаторы знакомятся с результатами наших работ через администрацию. Стало быть, мы работаем и для них. Правительство тоже получает – неважно, напрямую или через администрацию – наши данные и учитывает их в своей работе. Таким образом, мы работаем на государство. Мы делаем это с 1996 года, то есть 26 из наших 30 лет. За это время формы взаимодействия с государством были очень разные, и они значительно эволюционировали.
Вот со следующего года начнется взаимодействие в новой форме: на основе бюджетной субсидии. Это вносит определенные изменения в механизм нашей работы, прежде всего в ее техническую сторону, поскольку возникает большая ответственность за бюджетные средства в виде отчетности и проверок того, как мы тратим эти средства. С другой стороны, бюджетное финансирование дает больше гарантий, что в наше турбулентное время – несомненно позитивный момент.
Но новая форма взаимодействия не окажет принципиального влияния на приоритеты ФОМа, они остаются прежними. Это, конечно, работа с нашим основным заказчиком, выполнение работ для других заказчиков, что тоже составляет немалую часть нашей работы, и собственные проекты.
К последним относится турбоЗонд, о котором я уже говорил. Мы должны глубже изучать новую турбоРеальность – это же огромные социальные изменения, огромное поле деятельности. ТурбоЗонд – наш инициативный проект, он финансируется от подписок и частично за свой счет, поскольку находится в самом начале своего развития.
Возникают и новые направления. Так, «Заповедник», который занимается социальной антропологией, в этом году вышел на изучение феномена, который называется «чувство дома». Большая выставка с таким названием открылась этим летом в Еврейском музее и центре толерантности и стала заметным событием в культурной жизни Москвы. Следующим шагом проекта станет описание города как «отчего дома». Совершенно новое направление и новый способ исследования: не опросы и не фокус-группы, а беседы-прогулки с респондентами, информантами, собеседниками. Результатами такого исследования станут описания особых мест города, наполненных символическими смыслами для тех, кто переживает эти места как «уголки родного дома». Надеюсь, нам удастся выстроить хорошую методику и в дальнейшем поработать на ее основе во многих городах России.
В рамках Проекта СМБиз тоже возникает новое направление – работа со старшими школьниками под общим названием «Стать предпринимателем!». Это и исследования, и деятельность по развитию культуры предпринимательства. Работа будет включать в себя изучение склонности школьников к предпринимательству и склонности предпринимателей к заражению школьников «духом предпринимательства», далее эти склонности будут соединяться в «школе предпринимательства» на платформе КраудСпейс.
Еще один Проект наступающего года – ФОМотека. Так будет называться «место обитания» информационных продуктов ФОМа – платных и бесплатных, новых и старых: видео, аудио, презентации, отчеты, книги, брошюры, буклеты и пр. У этого Проекта два смысла. С одной стороны, он предоставит удобный доступ к нашим продуктам. С другой стороны, он будет мотиватором для создания новых продуктов. То есть возникнет новое содержание в деятельности ФОМа: появится механизм, постоянно подталкивающий к созданию информационных продуктов.
И еще одна тема будет развиваться в следующем году. В течение этого года она обсуждалась, разрабатывалась, а в будущем выйдет на поверхность. Это изучение и применение знаний, связанных с ментальным здоровьем в организационных системах, наполненных людьми: корпорациях, отраслях, территориях, странах.
В июле ФОМ тепло и масштабно отметил свое 30-летие. Подготовка к торжеству заняла почти полгода, в ней участвовала практически вся компания. Каким оно осталась в памяти и насколько это был личный праздник для вас?
Юбилей заставлял, принуждал нас готовиться к празднику. Для этого нужно было вспомнить былое, а затем воспоминания систематизировать – по важности, по хронологии, по тематике – и отобрать самое важное. В процессе этой большой работы возникла идея сделать викиФОМ. Да и ФОМ-Газета, по сути, тоже появившаяся только в этом году, является результатом этой работы.
Совместная «работа над прошлым» всегда сближает. У меня было такое ощущение, что мы, готовясь к празднику, празднуя, радуясь празднику, стали ближе друг другу. Поэтому сам праздник получился феноменальным: музей для ФОМовских артефактов, кинозал для старых видео, подиум для презентаций любимых исследований, студия для желающих поздравить, чайная для воспоминаний, беседка для душевных песен. Кроме того, мы позвали много бывших сотрудников, и они пришли. Было приятно пожать руку, обнять людей, которых не видели годы. Этот праздник, потрясающий для всех участников, подарил нам встречу с прошлым и оставил после себя шлейф разных материалов, воспоминаний, эмоций, которые, как я надеюсь, соберутся в викиФОМ.
Что касается меня, то у меня был дополнительный повод. Мне все-таки в 2022 году исполнилось 70 лет, поэтому я праздновал 100-летие – если сложить 70 своих и 30 фомовских лет. Так что у меня вообще была круглая дата, и этот совершенно особый год останется в моей памяти как нечто необыкновенное.
Что вы пожелаете фомовцам в будущем году?
Прежде всего – здоровья. Здоровья желали и раньше, но пандемия потребовала делать это громче, ярче и чаще. Да и годы наши немолодые – все-таки 30 лет, возраст уже серьезный (смеется). В общем, пора ставить здоровье на первое место.
Второе – чтобы горел и не угасал интерес к жизни. Это главный мотор бурной деятельности ФОМа.
И третье – любовь. Любовь к профессии, к опросам, к коллегам, к ФОМу. Она создает здоровые амбиции и задает планку притязаний. Эта планка должна находиться высоко, на пределе, но так, чтобы при больших усилиях ее можно было перепрыгнуть. Вот эти усилия и есть жизнь!