«Антихрупкость – это образ жизни»

Руководитель отдела «Проекты» Юлия Кот – об изучении антихрупкости российского бизнеса, онлайн-курсе для подростков и развитии направления в рамках проекта СтаП

qr-code
«Антихрупкость – это образ жизни»

С чего начиналось изучение антихрупкости бизнеса? Чем антихрупкие компании отличаются от устойчивых? 

Изначально этой темы не было в нашем исследовании – мы пришли к ней эмпирическим путем. Весной 2020 года родилась идея изучения практик адаптации бизнеса к изменившимся условиям. Напомню, из-за пандемии компании были вынуждены экстренно перестраивать сложившиеся бизнес-процессы, чтобы удержаться на плаву. После первых 30 интервью с руководителями компаний мы стали обобщать полученную информацию, формировать перечень способов адаптации к кризису. Постепенно мы поняли, что наши герои не просто справляются с трудностями, но и находят новые идеи для развития бизнеса, даже в сложной, кризисной ситуации видят возможности. Тогда мы читали много литературы, посвященной практикам адаптации компаний, в том числе изучали концепцию антихрупкости американского философа и эссеиста Нассима Талеба. В своей книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» Талеб описывает антихрупкость как способность организма или структуры извлекать выгоду из неудач, совершенствоваться под воздействием стрессов. Антихрупкость – это не про гибкость или неуязвимость, а про тренируемость или закаливаемость. Если гибкое противостоит встряске и остается прежним, то антихрупкое, пройдя сквозь испытания, становится лучше прежнего. 

Нам показалось, что основные идеи этой концепции наилучшим образом отражают инсайты, которые мы получили на первом этапе нашего исследования. Так в дискуссиях появилась тема антихрупкости.   

Какие этапы можно выделить в изучении этого явления? 

Можно выделить два крупных этапа, которые были обусловлены изменениями внешних условий. Первый этап – исследование антихрупкости бизнесов в пандемической реальности (март 2020 года – февраль 2022 года), второй – исследование антихрупкости в условиях турбоРеальности (после начала СВО и введения новых антироссийских санкций). 

Два года мы изучали, каким образом бизнесу удавалось находить силы и возможности справляться с небывалыми трудностями, вызванными мерами борьбы с пандемией. Нашей целью было сохранить и передать опыт антихрупких компаний другим представителям бизнес-сообщества, чтобы уроки, преподнесенные пандемией, помогли им подготовиться к возможным социальным потрясениям. В тот момент мы еще не предполагали, что новый кризис наступит так скоро.

Исследование адаптации бизнесов к пандемической реальности так же можно разделить на два этапа. Первый этап (март 2020 года – ноябрь 2021 года) – проведение более 70 бесед с руководителями и топ-менеджерами малого и среднего бизнеса из разных сфер. В фокусе нашего внимания были практики адаптации компаний, а также свойства бизнесов, которые помогают им становиться сильнее даже в кризис. В результате было накоплено множество примеров успешных практик адаптации и на их основе разработаны практические рекомендации, которые могут помочь компаниям стать антихрупкими. Информационным продуктом, в котором заключены основные идеи и результаты исследования на этом этапе стала книга «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус». Второй этап (декабрь 2021 года – февраль 2022 года) – работа с материалами КЭП-сессий. В декабре 2021 года в 24 регионах России ФОМ провел серию групповых обсуждений об уроках пандемии для малого бизнеса – КЭП-сессии. КЭПы – коммуникабельные эксперты-предприниматели – особая прослойка предпринимателей, которые работают с неопределенностью как с ресурсом. Их объединяет стремление пересмотреть базовые для своей отрасли бизнес-модели и предложить новое видение для функционирования бизнеса. Как говорят сами КЭПы, предприниматель – это тот, кто предпринимает попытку и действует, проявляет сильную и активную жизненную позицию. Они помогли зафиксировать уроки, которые вынес бизнес по результатам почти двух лет работы в пандемию. Результаты исследования представлены в ежегодном Докладе «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса». 

В феврале 2022 года на наших глазах начался новый виток истории российского малого бизнеса. На фоне начала СВО и введения новых антироссийских санкций тема антихрупкости вновь стала актуальной. В ходе нового этапа исследования мы еще раз убедились, что подход к ведению бизнеса, основанный на развитии свойств антихрупкости, позволяет компаниям быть менее уязвимыми в любых кризисных условиях. Руководители антихрупких бизнесов понимают, что в современном мире все может сломаться в любой момент, и чем сильнее иллюзия стабильности, тем большей может быть катастрофа. В условиях сменяющихся кризисов бизнес рассматривается как живой организм. Как, справляясь с вирусами и бактериями, крепнет иммунная система организма, так и, справляясь с кризисами, крепнет бизнес. 

С марта 2022 года ФОМ запустил новую серию бесед с руководителями компаний из разных сфер о влиянии текущей экономической ситуации на их бизнес. И здесь так же можно выделить два этапа в исследовании. Первый – проведение бесед с руководителями бизнесов (февраль – август 2022 года). Некоторые беседы мы проводили с теми же героями, что и в пандемию. Таким образом, мы смогли увидеть, какие из практик, применяемых ими в пандемию, оказались актуальными в новых условиях. Кроме того, мы беседовали с новыми героями, обогащая нашу коллекцию успешных бизнес-практик. В рамках второго этапа (уже в 2023 году) мы так же работали с материалами КЭП-сессий, изучая их через призму антихрупкости. Наши наблюдения войдут в ежегодный Доклад по Проекту СМБиз, который сейчас готовится к выпуску.  

Каковы основные результаты исследования? 

В рамках исследования мы выделили установки и подходы к ведению бизнеса, которые помогают предпринимателям не сдаваться и дальше вести свой бизнес, несмотря на трудности. Такие установки мы назвали свойствами антихрупкости. В кризис особенно значимыми для бизнеса становятся такие свойства, как инновативность, многовариантное планирование и бережное отношение к ресурсам. Последние два года показали, что они актуальны не только в условиях пандемии, но и в условиях турбоРеальности, то есть прошли испытание уже двумя кризисами. Так как современный этап бизнес-реальности во многих концепциях описывается как перманентный кризис, на первый план выходит не умение строить прогнозы и планы, а способность чувствовать происходящее, адаптироваться к изменениям и искать пути развития в условиях неопределенности. Зачастую антихрупкость – это не врожденная, а приобретенная способность бизнесов, в основе которой лежит изменение предпринимательского мышления и управленческого подхода. Мы стремимся показать предпринимательскому сообществу, как изменение мышления может помочь справиться с трудностями и найти пути развития в кризис.  

Менялись ли методы, подходы к исследованию в зависимости от изменения условий, в которых оказался бизнес?  

Нет. На протяжении всех этапов исследования основными методами, как я уже сказала, были беседы с предпринимателями и КЭП-сессии. Сейчас наша команда вместе с практиканткой, пришедшей к нам в рамках проекта ФОМ-Мастерская, разрабатывает программу исследования антихрупкости предпринимателей-наставников, которые готовы работать с подростками и стремятся развивать культуру предпринимательства в России. По результатам наших прошлых исследований мы зафиксировали, что антихрупкость – это еще и образ жизни, предполагающий постоянное саморазвитие и самообучение, оптимистичное отношение к внешним изменениям, а также желание делиться своим опытом. Проведение бесед поможет нам понять, как эти установки проявляются среди предпринимателей-наставников. Возможно, у них имеются еще какие-то черты, которые нам не удалось зафиксировать раньше. 

Получила ли идея создать онлайн-курс для предпринимателей какое-то развитие? 

И да и нет. Изначально идея курса основывалась на том, чтобы показать уже действующим предпринимателям, как свойства антихрупкости помогают делать бизнес более адаптивным к трудностям. В процессе работы над курсом мы увидели, что есть определенная группа предпринимателей, которая стремится к саморазвитию, освоению нового, но она немногочисленна.  

Многие из тех предпринимателей, которые говорят о том, что хотят учиться, в первую очередь имеют в виду технологии ведения бизнеса, маркетинговые или финансовые технологии. Наше же обучение – про развитие культуры/духа предпринимательства, про изменение мышления. Это больше рассчитано на долгосрочную перспективу и повышение устойчивости бизнеса в целом, а предприниматели часто хотят практических решений здесь и сейчас. К сожалению, пока немногие осознают необходимость структурных изменений.

Однако от идеи онлайн-курса мы не отказались, просто изменилась его аудитория: теперь это будут не состоявшиеся предприниматели, а молодые люди, которые только планируют заняться бизнесом. Они более склонны впитывать новое, пробовать разные практики. Кроме того, они могут заложить свойства антихрупкости в бизнес еще на этапе его формирования.  

В рамках партнерства с НИУ ВШЭ, который проводит Всероссийский кейс-чемпионат для школьников по экономике и предпринимательству, мы записали несколько видеороликов, посвященных тому, как важно бизнесу наращивать антихрупкость, и получили положительную обратную связь. Эти ролики и те, которые мы запишем в будущем, станут частью онлайн-курса. Планируется, что он будет включать 15–20 видео средней продолжительностью по 15 минут. Ролики будут содержать ключевые результаты исследований антихрупкости и основные положения нашей книги, изложенные в доступной подросткам форме, списки рекомендуемой литературы, а также тестовую часть, где слушатели курса смогут проверить, насколько они усвоили новые знания. Кроме того, в качестве экспертов мы планируем пригласить инициативных предпринимателей, чтобы теоретические исследования были подкреплены реальной бизнес-практикой. Мы надеемся, что аудитория курса постепенно расширится и будет включать в себя не только подростков, но и, например, начинающих предпринимателей более старшего возраста. 

Таким образом курс для предпринимателей трансформировался в курс для подростков, а изучение антихрупкости стало частью проекта «Стать предпринимателем». В процессе разработки концепции этого проекта мы поняли, что у молодого поколения есть запрос на новый взгляд на бизнес, а у нас есть знания, которыми мы хотим поделиться. Так что слияние двух проектов и команд – СтаПа и «Антихрупкости малого бизнеса» – прошло очень удачно. 

Как будет дальше развиваться направление антихрупкости в рамках СтаПа? 

Как я уже сказала, это создание онлайн-курса, проведение бесед с предпринимателями-наставниками, а также интерактивные чтения книги «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус», первое из них состоялось в Экономическом лицее РЭУ имени Г. В. Плеханова. Лицеисты, предварительно прочитав ключевые главы книги, разбились на группы, каждой из которых был предложен кейс по выводу бизнеса из кризисной ситуации. Ребята предлагали свои решения, которые потом сравнивались с путями, которые избрали антихрупкие предприниматели. Таким образом мы показали подросткам, как можно на практике применять полученные знания. Если подобный интерактивный формат докажет свою эффективность, мы будем и дальше его практиковать. Вообще, мы настолько уже слились со СтаПом, что говорить о развитии конкретного направления сложно, скорее это будет развитие общего проекта общими силами. 

Интервью подготовила Валентина Глянцева
© 2025 ФОМ