А можно вопрос, не относящийся к делу?

Почему участников Лонгитюда Малого Бизнеса спрашивают про хобби, счастье и домашних животных

qr-code
А можно вопрос, не относящийся к делу?

В начале июля стартовала девятая волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, 10-летнего исследования в партнерстве с НИУ ВШЭ, направленного на изучение долгосрочных изменений в российском малом бизнесе, а также на отслеживание траекторий развития компаний и важных событий в жизни их владельцев.​ 

Уже два года подряд раз в квартал проводится телефонный или онлайн-опрос 700 предпринимателей, в ходе которого они отвечают на вопросы о состоянии их бизнеса, об их настроениях, ожиданиях и т. д. Анкета состоит из мониторингового и переменного блоков: вопросы первого неизменны, вопросы второго меняются в зависимости от актуальной повестки и сложившейся ситуации. Так, чтобы поддержать интерес респондентов к исследованию, в седьмую волну Лонгитюда был включен вопрос о хобби, нашедший живой отклик у предпринимателей. Опыт оказался удачным и практика продолжилась – в восьмую волну спрашивали предпринимателей об их опыте предпринимательства, о том, связан ли их бизнес с их образованием и специальностью, о том, как они относятся к молодым предпринимателям и надо ли, по их мнению, рассказывать школьникам о предпринимательстве. В девятую волну включили другие вопросы – о счастье и о том, есть ли в образе жизни предпринимателя место отпуску. 

Мы поговорили с главным специалистом по долгосрочным исследованиям Найлей Абдулхаеровой и ведущим специалистом по панельным исследованиям и коммуникациям Анастасией Егоровой о том, зачем в анкеты для изучения малого бизнеса нужно включать вопросы, к бизнесу не относящиеся. 

Почему было решено задавать респондентам немониторинговые вопросы?  

Найля Абдулхаерова: Лонгитюд идет уже два года. За это время, с одной стороны, общение лонг-интервьюеров и лонг-респондентов рутинизировалось, а с другой – стало более доверительным. Мы пытались спрашивать предпринимателей, например, о семье и детях в первые волны исследования, но тогда такие вопросы настораживали респондентов. Видя эту настороженность, мы не повторяли попыток узнать предпринимателей поближе, так как не хотели потерять их доверие к проекту. А сейчас, спустя два года регулярного общения с лонг-интервьюерами, которое носит не только рабочий, но зачастую и дружеский характер, предприниматели не просто приветствуют подобные вопросы – они их ждут.  

Кроме того, спрашивая респондентов о них самих, мы поддерживаем их интерес к исследованию. Дело в том, что за столько времени они порядком устали от однообразия и монотонности опроса, это чувствовалось, это было видно из отчетов интервьюеров, которые они пишут в конце каждой волны. И когда в седьмую волну был включен блок вопросов о хобби и о том, как предприниматели проводят свободное время, – он, что называется, выстрелил. Мы поняли, что предпринимателям интересно рассказывать о самих себе, а интервьюерам легко и приятно работать с такими вопросами. К тому же респонденты и интервьюеры сделали еще один шаг навстречу друг другу – некоторые интервьюеры писали в отчетах, что их общение с предпринимателями вышло на новый уровень. 

Анастасия Егорова: О том, какие именно вопросы включить в анкету, мы советуемся не только с аналитиками, но и с лонг-интервьюерами, у нас есть свой банк идей, куда они вносят предложения. 

Найля Абдулхаерова: Мы также черпаем идеи из отчетов интервьюеров. Например, в одном из последних отчетов было предложение начать анкету не с традиционного мониторингового блока, а с переменного, содержащего вопросы, не связанные с бизнесом. Мы так и сделали: спросили предпринимателей о счастье. В частности, о том, какой смысл они вкладывают в это понятие, насколько они счастливы, от чего, по их мнению, зависит счастье и что помогает им чувствовать себя счастливыми. 

Анастасия Егорова: Все предыдущие кварталы мы начинали опрос с блока о доходах, о состоянии бизнеса. Соответственно, поменяв мониторинговый и немониторинговый блоки местами, пришлось менять и преамбулу опроса, что вызвало споры. Но в конце концов ее поменяли. И судя по первым отзывам интервьюеров и респондентов, которые заполняли онлайн-анкеты, нестандартная преамбула, содержащая в себе элемент неожиданности, а также блок про счастье, с которого начался опрос, понравились многим. Затем последовал мониторинговый блок про бизнес, а потом – новые вопросы, направленные на удержание интереса респондентов, – на этот раз про отпуск, восстановление сил и баланс между работой и другими сферами жизни.  

Как выбираете темы? 

Анастасия Егорова: Темы предлагают и интервьюеры, и сотрудники ФОМа. Например, спросить про счастье предложили Лариса Паутова и Екатерина Седых, при этом и в отчетах интервьюеров встречалась такая идея. Кроме того, темы зависят от актуальной повестки: сейчас лето – сезон отпусков, поэтому в анкету вставили тематический блок про отдых. 

Найля Абдулхаерова: Как уже было сказано, лонг-интервьюеры поддерживают неформальную коммуникацию с респондентами: после заполнения анкеты обязательно спросят предпринимателей, как те себя чувствуют, что их огорчило сегодня, что порадовало. И такие, казалось бы, незначительные вопросы в последствии формируют целые темы. Так что лонг-интервьюеры не только отлично делают свою работу, но и очень помогают нам делать нашу. 

Почему важно показать связь ответов респондентов на вопросы, не касающиеся бизнеса напрямую, с бизнесом? 

Анастасия Егорова: Если вернуться к опросу седьмой волны, то аналитики не обнаружили серьезной связи между наличием или отсутствием хобби у предпринимателей и состоянием их бизнеса. Более заметная связь прослеживается между успешностью бизнеса и отдельными видами хобби, такими как бег, музыка и футбол. Но неизвестно, что на что влияет: хобби на бизнес или бизнес на хобби. Возможно у предпринимателей все хорошо в бизнесе, поэтому есть время на увлечение, а может быть, они просто умеют грамотно распоряжаться временем, поэтому есть хобби и в бизнесе все хорошо. 

Найля Абдулхаерова: Нельзя сбрасывать со счетов и приоритеты предпринимателей: из отчетов интервьюеров видно, что не имеют увлечений в основном молодые люди, которые полностью поглощены работой, в то время как предприниматели в возрасте стараются уделить внимание и другим сферам жизни, независимо от положения дел в бизнесе. Думаю, что немониторинговые вопросы направлены в первую очередь на раскрытие личностей предпринимателей (например, вопрос о хобби позволил выяснить, в каких сообществах состоят предприниматели, насколько они хорошо коммуницируют со средой, к бизнесу не относящейся), а также на поддержание их интереса к исследованию. Хотя обнаружить и изучить взаимосвязь состояния бизнеса и разных сторон жизни его владельца тоже очень интересно. Занимаются ли бизнесом в основном азартные, увлеченные люди? Узнаем. 

Какие открытия позволил сделать этот кейс? 

Анастасия Егорова: Когда Лонгитюд только начинался, мы мало что знали о том, что представляют собой его участники. Предприниматели отвечали на вопросы про бизнес и казалось, что они только бизнесом и живут. Но по мере общения с лонг-интервьюерами респонденты раскрывались, как раскрывается любой человек с течением времени. И выяснилось, что, кроме бизнеса, им интересно много чего еще и что эти сферы жизни могут в свою очередь представлять и исследовательский интерес. 

Найля Абдулхаерова: Да, оказалось, что участники Лонгитюда – в большинстве своем необыкновенные люди с такими редкими хобби, как преподавание математики или кладоискательство, но вместе с тем обыкновенные – со своими увлечениями, слабостями, достоинствами и недостатками. Практика немониторинговых вопросов оказалась успешной, поэтому мы и дальше будем их задавать: например, планируем спросить предпринимателей про домашних животных, витамины и БАДы и даже про искусственный интеллект – исследователям надо быть в тренде. 

Подготовила Валентина Глянцева
© 2025 ФОМ