В фокусе – фокус-группы

ФОМ стал партнером образовательного интенсива «От техзадания до презентации», который прошел с 25 по 27 октября в нашем офисе

В мероприятии, организованном Ассоциацией исследовательских компаний «Группа 7/89», участвовали более 40 человек. Социологи, преподаватели, маркетологи, представители компаний – заказчиков исследовательских работ съехались со всей страны – от Калининграда до Владивостока. Они слушали лекции, участвовали в тренингах: разбирали типы заказчиков и респондентов, составляли гайды, выясняли особенности поведения офлайн- и онлайн-фокус-групп, делали презентации и отчеты по проведенным группам. Одним из ведущих спикеров мероприятия стала Лейла Васильева, главный специалист группы микроФОМ.

«Моя задача состояла в том, чтобы рассказать, как делаются гайды. Специально для мастер-класса я разработала гайд, который был связан с отношением к мобилизации, и объясняла на его примере. Слушатели были опытными и даже кое-что добавляли к моим формулировкам. Потом они разбились на четыре группы, каждая из которых готовила свой гайд. Моя группа готовила гайд, темой которого было отношение к опросам общественного мнения. Фокус-группа состояла из исследователей, поэтому разговор получился экспертным. В результате – и это особенно ценно – мы поставили новые, довольно сложные, исследовательские задачи.Лично мне выдержать трехдневный образовательный марафон было непросто, но зато удалось узнать много полезного и интересного, особенно когда речь шла о поиске инсайтов и проективных методиках – всегда хотела послушать тех, кто этим профессионально занимается, – и интенсив подарил мне такую возможность».

Лейла Васильева, главный специалист группы микроФОМ

Также основными спикерами выступили основатель и генеральный директор компании «Радость Понимания» Александр Новиков, директор Калининградского социологического центра Сергей Цыпленков, специалист по проведению онлайн- и офлайн-групп, фасилитатор экспертных сессий Дарья Шмидт, социолог, консультант по исследованиям, фасилитатор групповых сессий Анастасия Черкашина.

«Люди приехали за знаниями из разных концов страны – и они их получили. На мероприятии не было проходных спикеров – все были по-своему интересны слушателям. Желая поделиться знаниями, они взаимно обогащались в беседах друг с другом, диалогах со спикерами. Все это создавало энергичную и доверительную атмосферу. На мой взгляд, интенсив получился очень удачным – люди хотят продолжения».

Сергей Цыпленков, директор Калининградского социологического центра

«Этот интенсив объединил спикеров-гуру и многоопытную аудиторию. От этого выиграли все. Мы в ФОМе очень рады, что поспособствовали этому объединению. Нам нравится, когда у людей горят глаза, когда в нашем ФОМ-зале звучит умный смех, и люди выходят из зала, обогащенные новыми знаниями, а значит, немного круче, чем были до этого».

Роман Бумагин, руководитель коммуникационного направления

Сергей Цыпленков от души поблагодарил ФОМ за помощь в организации и проведении интенсива и подарил компании янтарную сову – символ мудрости. В ответном слове президент ФОМа Александр Ослон подчеркнул, что, если у участников интенсива появится желание продолжать развитие, то фонд готов поддержать их идеи и инициативы.

Без подарков не ушли и гости – с помощью генератора случайных чисел были разыграны книги серии «Социология пандемии», а потом для гостей провели экскурсию по ФОМ-офису, познакомив с работой фабрики опросов, что стало приятным завершением программы интенсива.

Валентина Глянцева
© 2025 ФОМ