Социолог ФОМа стал членом экспертного совета премии «Автомобиль года в России»

В эпоху перемен результаты голосования автомобилистов нуждаются в социологической экспертизе

Фото: Юлия Птицына / Автомобиль года

Ежегодная национальная премия «Автомобиль года в России» проводится уже больше 20 лет. В этом году в ее экспертный совет наряду с руководителем проекта Владимиром Безукладниковым, главным редактором портала «Автомобиль года в России» Алексеем Грамматчиковым, известным автоэкспертом Игорем Моржаретто вошел руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМа Роман Бумагин. 

Итоги очередной, 23-й премии подвели в пресс-центре ТАСС в середине октября. Как отметил Роман Бумагин, его не покидало ощущение, что участники мероприятия, обсуждая марки машин, тренды авторынка и настроения потребителей, говорили на языке теоретической социологии. По мнению автоэкспертов, это обусловлено радикальными переменами, происходящими на рынке.  

«Уже второй год рынок находится в состоянии глубокой трансформации, требующей соответствующих исследований как со стороны автомобильных маркетологов, так и со стороны социологов. У разных слоев населения радикально меняются привычки в отношении такого дорогого продукта, как автомобиль. В этих условиях проект «Автомобиль года в России» решил усилить свою социологическую экспертизу, пригласив в экспертный совет профессиональных социологов».

Алексей Грамматчиков, главный редактор портала «Автомобиль года в России»

Кроме того, интерпретация результатов голосования, в котором приняли участие 1,2 млн человек, нуждалась в том числе в социологической экспертизе, поскольку автомобильный рынок отражает изменения, происходящие в обществе. 

«Если результаты премии прошлого года можно было обобщить формулой «жить будем», то в результатах 2023 года стали проступать контуры того, как мы будем жить. Но это пока именно контуры, смутные очертания. Обращение к социологическому инструментарию и социологической оптике позволяет навести резкость, сделать картинку более четкой».

Владимир Безукладников, руководитель проекта «Автомобиль года в России»

Как отметил Роман Бумагин, сложившаяся на автомобильном рынке ситуация уникальна и дает богатейший материал для социологического изучения, например, посредством ежеквартального мониторинга. 

«Нынешние радикальные перемены на рынке – это больше чем брендотрясение. Разрушается не только прочная иерархия брендов, выстраивавшаяся у нас в последние 30 лет. Говоря социологически, c начала прошлого года разрушается старый социальный порядок и формируется новый. В той или иной мере это происходит во всем обществе. Автомобильный рынок, где физически начинает доминировать Китай, а символически продолжает доминировать условный Запад, – витрина изменений. Рано или поздно эти два порядка – физический и символический, бытие и сознание – совпадут. Переходный период завершится. А пока он длится, важно исследовать меняющуюся реальность. За 30 лет в стране сформировалась зрелая автомобильная культура, мы все – ее носители. Чтобы давать ориентиры потребителю и не просто наблюдать, как на наших глазах возникает новый порядок, а обогащать его своим опытом, мы должны изучать трансформации. Такой авторитетный системный игрок, как проект «Автомобиль года», мог бы запустить в консорциуме с игроками рынка и исследовательским сообществом динамическое исследование, ежеквартальный мониторинг и строить индекс нормальности рынка, который будет показывать в динамике, куда мы движемся – в сторону условной Кубы или в сторону современности».

Роман Бумагин, руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМа

По оценкам социологов, переходный период на автомобильном рынке будет длиться около трех лет, поэтому все это время описание конфигураций авторынка будет нуждаться в социологической экспертизе. Так что работа в экспертном совете премии «Автомобиль года в России» обещает быть насыщенной и интересной. 

Валентина Глянцева
© 2025 ФОМ