Новый сезон ФОМ-Мастерской открыт!

В конце марта прошла онлайн-конференция «ФОМография: ФОМ как он есть» – первое мероприятие нового учебного сезона проекта «ФОМ-Мастерская»

«Открытость, динамичность, интерес» – так можно кратко охарактеризовать прошедшую конференцию «ФОМография: ФОМ как он есть». Открытость – потому что посмотреть и послушать ее мог любой желающий. Динамичность – потому что каждый доклад (а их было 10) длился не более семи минут. Этот блицформат называется «печа-куча» (каждый доклад содержал 20 слайдов, на презентацию одного слайда отводилось 20 секунд). Интерес – потому что это неотъемлемая часть работы ФОМа и работы в ФОМе. Попробуйте рассказать об истории, структуре и особенностях работы лидера опросной отрасли ярко, интересно, да еще и за семь минут! У спикеров конференции – президента ФОМа Александра Ослона, управляющего директора компании Ларисы Паутовой, а также руководителей и представителей департаментов – получилось. 

«Мы хотим, чтобы молодые люди узнали о ФОМе и приобщились к нему. Первый шаг к этому – рассказ о ФОМе. Конференция неслучайно называется ФОМографией. Это своеобразная моментальная фотография, призванная создать впечатление о компании, чтобы можно было понять, что такое ФОМ, и заинтересовать потенциальных слушателей курса «ФОМоведение», участников ФОМ-Мастерской. Тем, кто сомневается в правильности выбора профессии, Мастерская даст уникальную возможность посмотреть на профессию социолога изнутри, понять нашу увлеченность, нашу страсть, нашу работу и наши методы и решить, идти по этому пути или нет».

Александр Ослон, президент ФОМа

Глава Фонда Общественное Мнение представил историю компании в виде восьмиэтажного здания. Каждый этаж – это четыре года в жизни ФОМа, который за это время успел побыть (и остаться) и фабрикой опросов, и фабрикой аналитики, и фабрикой проектов. Рефлексируя на тему изучения общественного мнения и активной социологии, Александр Ослон рассказал аудитории об уникальных технологиях и проектах ФОМа («Пента», «Доминанты», «ГеоРейтинг»), а также о краудсорсинговых («Фабрика здоровья», «Деловая книга», «Деловой мир Арктики», «Активный возраст»), исследовательско-коммуникационных проектах («Интернет в России», «Заповедник», Здрав.ФОМ, ЗоЗ.ФОМ) и турбоПроектах (коронаФОМ, СМБиз). Президент ФОМа отдельно отметил выпуск печатных изданий – журнала «Социальная реальность» и различных книг (за 20 лет вышло более 50 изданий). Отвечая на вопрос о секрете многолетнего успеха компании, он ответил: «Любовь и упрямство. Любовь к своей профессии и упрямство в движении вперед». 

Затем слово взяла управляющий директор ФОМа Лариса Паутова. Она рассказала о просветительской миссии и публичной стороне работы компании. Лариса Паутова отметила такие каналы коммуникации ФОМа, как сайты, издания, социальные сети, личные встречи, дискуссии, форумы и конференции. 

«Мы не одни – и это часть нашей публичности, мы всегда поддерживаем коллег. Это наш долг и радость. Еще одна радость – поделиться с аудиторией результатами исследований, тем, что узнали в поле. Публичность – это еще и про социальную ответственность, про добро. Да, мы не обогреем Вселенную, но наши данные помогают развивать гражданские активности: волонтерство, благотворительность, молодежную политику».

Лариса Паутова, управляющий директор ФОМа

Далее руководители и представители департаментов ФОМа рассказали о структуре и особенностях работы своих «вотчин». Управляющий директор Департамента координации работ Татьяна Золотухина познакомила аудиторию с тем, как идет процесс координации: от возникновения идеи исследования до закрытия проекта. Руководитель группы партнерских коммуникаций Роман Бумагин в общих чертах рассказал о работе Департамента сбора данных, развитии сети региональных Партнеров, количественных и качественных исследованиях, а управляющий директор Департамента опросов населения Алексей Чуриков – о том, как устроен и работает «цифровой центр» ФОМа. Доклад руководителя Департамента общественных коммуникаций Андрея Зорина касался функционирования коммуникационного интерфейса компании, его структуры и особенностей, а также развития бренда ФОМа. 

В заключение спикеры пригласили студентов к ним на Мастер-классы, а координатор ФОМ-Мастерской Юлия Осичнюк кратко объяснила порядок работы на курсе ФОМоведения и познакомила слушателей с Мастерами. Она подчеркнула, что ФОМ-Мастерская дает сотрудникам компании возможность встретить множество талантливых ребят, поделиться с ними знаниями, опытом и особенной, фомовской, атмосферой. 

Конференция предваряет курс «ФОМоведение» – серию еженедельных Мастер-классов, на которых слушатели смогут узнать о технологии и философии реализации текущих и завершенных проектов компании. Мастер-классы пройдут с 5 апреля по 7 июня. Далее слушателей курса ждут практическая работа в рамках ФОМологии и возможность получить еще больше знаний и практических навыков в ходе зимней школы – ФОМософии. 

Валентина Глянцева
© 2025 ФОМ