Как прошли Мастер-классы, объединенные темой «Технологии коммуникации»

Главное о публичных и визуальных коммуникациях, а также мониторинге соцмедиа и СМИ

Последний учебный день ФОМоведения нынешнего сезона начался с Мастер-класса директора Департамента общественных коммуникаций Андрея Зорина собственно о коммуникациях. Они являются жизненно важной частью более чем 30-летней деятельности ФОМа, а в качестве «главного коммуниканта» Мастер выделил ФОМ-Облако. Это совокупность людей, которые знают ФОМ, относятся к нему без каких-либо предубеждений и интересуются его деятельностью. У ФОМ-Облака гибкие границы: оно постоянно пополняется новыми участниками, а кто-то, в силу изменившихся обстоятельств и интересов, выпадает из него. При этом внутри постоянно происходит коммуникация для удержания участников и привлечения к партнерству.

Говоря об инструментах коммуникации, Андрей Зорин продемонстрировал Галерею сайтов, в которой собраны все сайты и лендинги ФОМа (ориентированы на разные группы аудитории и призваны решать разные задачи), рассказал о Telegram-каналах и их задачах (от распространения результатов работы и повышения узнаваемости ФОМа до поиска новых сотрудников), представил издательскую программу Фонда (список изданных книг не поместился на слайде) и отдельно отметил события, поскольку они позволяют собрать людей и вступить с ними в непосредственный контакт (помним мараФОМ, масштабный Всероссийский форум «Общественный иммунитет» и закрытый Клуб Заботы о Здоровье).

Свое выступление Андрей Зорин завершил рассказом о структуре вверенного ему подразделения.

«Исходя из названия Департамента общественных коммуникаций, может сложиться мнение, что он за все коммуникации в ФОМе и отвечает. Но это не так. Коммуникации – дело общее, и в них так или иначе вовлечены все сотрудники. А ДОК выполняет функцию сопровождения, помощи, поддержки и обеспечения необходимым инструментарием всех коммуникаций ФОМа».

Андрей Зорин, директор Департамента общественных коммуникаций

Далее с Мастер-классом на тему публичности выступила управляющих директор ФОМа Лариса Паутова. Его, как и многие свои выступления в рамках ФОМоведения, она построила на личном опыте. Вначале назвала социологов, которыми в разное время вдохновлялась: Татьяну Заславскую, Ольгу Крыштановскую, Иммануила Валлерстайна, Майкла Буравого, Маргарет Абрахам. Затем вспомнила (с точностью до дня – 10.10.1993), когда влюбилась в ФОМ (после программы на НТВ, в которой привели данные его опросов). Говоря о предмете своей любви, Лариса Паутова отметила, что ФОМ всегда открыто рассказывал о проблемах, но при этом оставался в рамках научного дискурса, академической ответственности, не уходил в политику или политиканство, политический и гражданский активизм. Отстаивал интересы общества, защищал интересы заказчиков и при этом сохранял свою позицию. Вот это, по словам Мастера, и есть публичность.

«Всякое публичное выступление начинается с поиска вдохновения и смысла».

Лариса Паутова, управляющий директор ФОМа

Тут спикер вновь апеллировала к личному опыту: на выступление ее вдохновляют поиск подходящего случаю платья и музыка, а необходимую энергию придает смысл – она привела в пример знаменитую речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта». Рассуждая о необходимости выступать энергично и свободно, Лариса Паутова напомнила, что публичность – это еще и жесточайшие ограничения. Предупредив, о чем в наше время говорить на публике нельзя (данные заказчиков, геополитические опросы, острые темы), она перечислила то, о чем говорить можно и нужно (здоровье и ментальное здоровье, антистресс, семья, сохранение бизнеса, ответственность перед обществом). В завершение своего выступления Мастер упомянула издержки публичности (колоссальное внимание аудитории к спикеру и хейтерство) и «речитативом перечислила» свои лучшие выступления на ТВ, студенческих мероприятиях и отраслевых форумах, с видеодокладами и лекциями.

Следующий Мастер-класс был посвящен коммуникации иного характера – визуальной. О ней рассказала ведущий специалист по графическому дизайну Ольга Вийра. По ее словам, потребности ФОМа в дизайне шире, чем это может показаться на первый взгляд. Здесь, например, визуальная айдентика бренда и отрисовка инфографики, разработка дизайна сайтов и моушен-дизайн. Далее Мастер подробно рассказала о фирменном стиле ФОМа, задача которого – выгодно презентовать бренд и отстроиться от конкурентов, а также о его основных элементах: логотипе, знаке, цвете, шрифте.

«У бренда есть три секунды, чтобы заинтересовать человека. Именно столько времени он тратит на визуальное восприятие, чтобы решить, интересно ему это или нет».

Ольга Вийра, ведущий специалист по графическому дизайну

Затем Мастер рассказала об особенностях и о задачах визуальных коммуникаций в целом, а также о гайдлайне – документе, который отражает внутрикорпоративный стандарт системы визуальной идентификации бренда. В конце своего выступления Ольга Вийра показала примеры своих работ в разных направлениях: дизайн буклетов, брошюр, докладов и книг, проектирование выставочных стендов и оформление сувенирной продукции, разработка дизайна для сайтов и лендингов, подготовка иллюстраций, в частности, для инфографики и рубрики «10 цифр» на сайте fom.ru.

Завершился учебный день Мастер-классом главного специалиста по сбору и анализу данных Евгении Кондрахиной о мониторинге соцмедиа и СМИ. Она сказала, что контент в соцмедиа есть онлайн-повестка, и обозначила ее связь с общественным мнением. Оно, с одной стороны, является результатом того, что люди пишут в онлайне, а с другой стороны – источником актуальных тем, о которых люди пишут. По словам аналитика, этот процесс напоминает круговорот воды в природе: пользователи соцмедиа реагируют на повестку дня, обсуждают ее и тем самым формируют повестку.

Евгения Кондрахина отметила, что в ФОМе на первый план выходит задача изучения повестки онлайн-обсуждений и публикаций СМИ. Мониторинг соцмедиа используется для уточнения данных, полученных в ходе опроса или еще на этапе подготовки анкеты, чтобы выявить актуальные, «наболевшие» сюжеты, существующие позиции, распространенные мнения. В своей работе аналитик использует системы мониторинга «Медиалогия» (эффективнее в мониторинге СМИ) и Brand Analytics (эффективнее в мониторинге соцмедиа).

Также Евгения Кондрахина рассказала про продукты мониторинга соцмедиа. Это онлайн-портрет объекта (составление образа, который сформирован в онлайне у конкретного объекта – например, главы региона или руководителя компании), онлайн-повестка (формирование онлайн-повестки в рамках метатемы со списком наиболее активно обсуждаемых тем), люди из онлайна (подбор людей, которых можно было бы привлекать в проекты или за которыми интересно наблюдать в соцсетях) и профильные онлайн-места (отбор релевантных площадок для исследования). В завершение аналитик продемонстрировала работу систем мониторинга на примере того, как формировался «портрет» события – 800-летия Нижнего Новгорода.

Михаил Володин
© 2025 ФОМ