Как прошли Мастер-классы, объединенные темой «Коммуникационные проекты»

Главное о проектах «Заповедник», «Поле.ФОМ» и «ФОМ-Газета»

Серия Мастер-классов началась с рассказа команды «Заповедника» об истории, задачах, принципах проекта и основных методах исследований. Главный редактор проекта Лев Калиниченко рассказал, как отбираются материалы для сайта zapovednik.space, как строится работа с авторами (фотографами, социальными исследователями, журналистами, художниками), а контент-продюсер Мария Перминова – о спецпроектах «Заповедника» (в частности – о «Чувстве острова»). Ведущий специалист по организации проектов Лидия Жур рассказала о том, как осуществляется поиск героев для публикаций (она привела в пример случайное знакомство с библиотекарем из Подмосковья, впоследствии ставшей героиней рубрики «Родовое гнездо»), а также познакомила аудиторию с гайдом по проведению интервью. 

Говоря об «упаковке» результатов исследования, Мария Перминова отметила, что на выходе могут получиться не только книги, фильмы, выставки, но и комиксы или даже пьесы – в любой продукт можно заложить исследовательскую оптику, и это будет очень ценно. 

Вторая часть Мастер-класса была посвящена проекту «Чувство дома» – тому, как он зародился и какие смыслы в себе несет. 

«Тема эмоциональной связи человека с местом очень важна, именно поэтому мы посвятили ей целый проект – «Чувство дома». Мы стараемся сделать портрет души города, составленный из личных историй его жителей. Это больше, чем путеводитель, больше, чем карта, это новый подход к изучению города».

Лидия Жур, ведущий специалист по организации проектов

Для того чтобы побудить героев проекта рассказывать о себе и своей жизни в контексте городского пространства, команда «Заповедника» выбрала необычный метод исследования – прогулки. Оказалось, что выделить время и силы на то, чтобы просто погулять по родному городу, взрослым людям не так-то просто, еще тяжелее – взглянуть на него по-новому. 

«Вдохновившись фигурой фланера Вальтера Беньямина и дрейфами Ги Дебора, мы стали приглашать героев на прогулку. Могу сказать, что очень тяжело перенастроить людей на то, чтобы, гуляя по городу, обыденные вещи они воспринимали как достопримечательности, но именно этим мы и занимаемся».

Лев Калиниченко, главный редактор проекта «Заповедник»

Мастер также разъяснил слушателям механику спецпроекта и поделился впечатлениями от экспедиции в Тулу. Мария Перминова, в свою очередь, рассказала о работе исследовательской школы в Бийске и представила созданный совместно с ее участниками путеводитель, состоящий из рассказов горожан. 

Серию Мастер-классов продолжило яркое выступление руководителя группы партнерских коммуникаций Романа Бумагина, который рассказал о проекте «Поле.ФОМ». «Поле.ФОМ» – это веб-площадка для обмена объединяющими смыслами и новостями в сообществе региональных Партнеров ФОМа, которые, по словам Романа Бумагина, являются одновременно коллегами, бизнес-партнерами и друзьями. На этой площадке ФОМ общается не только с Партнерами, которые часто являются предпринимателями, но и с их сотрудниками – интервьюерами, которым крайне важно осознавать социальный смысл своей работы. Проект «Поле.ФОМ» возник во время реформы полевых работ как инструмент антикризисной коммуникации с Партнерами. Потом кризис прошел, а инструмент остался. 

«Общаясь с Партнерами, нужно быть искренними, нужно, чтобы месседж шел от души. Мы хотим, чтобы они, читая наше издание, заново открывали и узнавали себя и ФОМ».

Роман Бумагин, руководитель группы партнерских коммуникаций

Рассуждая об эффективности коммуникаций, Мастер назвал несколько приемов, которые не стоит использовать при налаживании общения. На примерах из зарубежных и советских фильмов и неудачных публикаций СМИ он показал, что не стоит употреблять слова, значение которых непонятно участникам коммуникации, прибегать к канцеляризмам, делать утверждения в будущем времени, злоупотреблять кликбейтными заголовками. 

Затем ведущий специалист по организации проектов Михаил Володин рассказал слушателям, как, зачем и для кого делается ФОМ-Газета (онлайн-издание, повествующее о жизни ФОМа – людях, событиях, профессии). Он отметил, что целевой аудиторией издания являются не только сотрудники компании и участники ФОМ-Облака, но и все, кто знает ФОМ и интересуется им. Мастер обозначил структуру, особенности издания, а также перечислил его функции (информирующая, скрепляющая, просветительская, развлекательная и имиджевая). 

«ФОМ-Газета передает особую атмосферу в компании. Эта атмосфера, как сказали бы маркетологи, отражает ДНК бренда. Мы впитываем ее и транслируем в наших материалах».

Михаил Володин, ведущий специалист по организации проектов

Главный редактор ФОМ-Газеты перечислил основные этапы ее производства и на примере нескольких ярких материалов рассказал, как находятся темы, готовятся тексты, строится коммуникация с сотрудниками, подбирается визуал. В завершение выступления Михаил Володин поблагодарил коллег за помощь в подготовке материалов и сказал, что редакция ФОМ-Газеты будет стремиться к тому, чтобы каждый сотрудник компании поделился с ней своей яркой историей. 

Валентина Глянцева
© 2025 ФОМ