Фомовцы модерировали и выступали с докладами в секциях, посвященных малому бизнесу, достижимости респондентов и другим темам
Главное событие года в прикладной социологии России – XIII Грушинская конференция «Переустройство мира: исследования (в) новой реальности» – прошло 25–27 мая в Москве. Социологи и эксперты из других отраслей обсудили то, как общество переживает ситуацию множественных конфликтов и расколов, а также то, как исследовательская индустрия отвечает на актуальные методические и методологические вызовы, связанные с изменением последнего года.
По традиции ФОМ принял в «Грушинке» активное участие. Фомовцы модерировали и выступали с докладами в нескольких секциях. Так, в ходе секции «Проблема неответов в турбоРеальности», модератором и программным директором которой был руководитель группы «Организация телефонных опросов и обеспечение выборок» Тимур Османов, обсуждалась проблема достижимости респондентов при проведении телефонных и поквартирных опросов. Доклад модератора был посвящен динамике отказов и устойчивости выборочной совокупности в телефонных опросах. По словам Тимура Османова, наблюдающийся тренд на снижение уровня ответов респондентов появился задолго до наступления турбоРеальности. За последние полтора года достижимость респондентов упала в два раза, но это не означает, что она будет снижаться и дальше.
Как отметил в своем докладе «Опросы по месту жительства: достижимость, причины отказов» управляющий директор Департамента опросов населения Алексей Чуриков, проведение спецоперации на Украине не оказало существенного влияния на готовность респондентов участвовать в опросах по месту жительства. Это демонстрируют графики с динамикой показателей достижимости и причин отказа от участия в опросах. Наиболее заметное влияние оказала частичная мобилизация: в этот период выросло среднее время поиска респондентов и усложнился поиск мужчин призывного возраста.
А руководитель группы «Финансовое поведение» инФОМа Людмила Преснякова в рамках секции «Параллельные реальности в российском обществе: множественность жизненных миров на фоне конфликта» рассказала о том, как изменялись индексы тревожности и потребительских настроений россиян с началом СВО. Эти показатели взаимосвязаны между собой: чем больше растет индекс тревожности, тем сильнее падает индекс потребительских настроений. Людмила Преснякова обратила внимание на то, что в первые месяцы 2022 года колебания обоих индексов не превышали пандемических. Ситуация изменилась только после объявления частичной мобилизации: индекс тревожности резко вырос, но затем опустился до средних значений.
Кроме того, инФОМ провел масштабную секцию «Проблема устойчивости малого бизнеса в мире турбоРеальности», в рамках которой исследователи обсуждали методики и подходы к изучению малого бизнеса, а также актуальные тренды в этом сегменте. Программными директорами секции выступили Людмила Преснякова и руководитель коммуникационного развития партнерской сети Роман Бумагин.
Социологи ФОМа представили шесть докладов на основе количественных и качественных исследований малого бизнеса. Особое внимание было уделено Проекту СМБиз. Так, Тимур Османов рассказал о принципах формирования и преимуществах репрезентативной Панели Малого Бизнеса. Аудитории был представлен и Лонгитюд Малого Бизнеса. Начальник Лаборатории анализа данных инФОМа Ефим Галицкий рассказал о трех группах бизнесов с разной динамикой стратегий (выживания, сохранения или роста), которых придерживались предприниматели на протяжении семи волн исследования, а также о прогностических возможностях Лонгитюда. Тематику бизнес-стратегий предпринимателей развила ведущий специалист лаборатории анализа данных инФОМа Екатерина Пушкина. Она рассказала, как рассчитывается индекс состояния бизнеса и как его значение зависит от сферы деятельности предпринимателей, типа их потребителей, использования современных технологий и других факторов.
«В Грушинской конференции я участвовала впервые. Очень поразили ее масштаб и разнообразие тем: было много докладов, посвященных содержательным аспектам исследований, тенденциям, докладов про методику организации опросов. Я с большим удовольствием послушала секцию «Проблема неответов в турбоРеальности». Речь шла про наиболее частые причины отказов респондентов, периоды, в которые фиксировалась наибольшая недостижимость отдельных групп. Мне кажется, с проблемой достижимости респондентов сталкиваются многие исследователи, но не все должным образом рефлексируют над ней. А доклады участников секции, в том числе моих коллег, дали отличный повод для такой рефлексии.Особое впечатление оставила секция «Проблема устойчивости малого бизнеса в мире турбоРеальности», где я выступала. Было интересно послушать доклады коллег, занимающихся схожей проблематикой, в особенности те, которые основаны на качественной методологии – интервью. Я больше работаю с количественными данными – мне недоступны нарративы респондентов, поэтому послушала такие доклады с особым интересом».
Екатерина Пушкина, ведущий специалист лаборатории анализа данных инФОМа
«Я с удовольствием послушала все доклады нашей секции, в том числе коллег из других организаций. Например, впечатлил доклад Антона Казуна из НИУ ВШЭ, который касался стратегий адаптации предпринимателей к санкционному кризису (исследование было построено на Панели Малого Бизнеса). Мой доклад был основан на данных Лонгитюда, поэтому было интересно узнать о том, как еще можно использовать данные ФОМа, посмотреть на малый бизнес с разных сторон. Аудитория была очень активной: задавала интересные вопросы, содержащие гипотезы, которые хотелось обдумывать и анализировать. Вообще, на конференции была очень теплая, дружеская атмосфера, было много добрых шуток про предмет исследования. Общение в кругу позитивно настроенных профессионалов очень согревает душу».
Анастасия Берсенева, старший специалист группы «Финансовое поведение» инФОМа
Как показывают исследования, российские предприниматели – чаще всего оптимисты. Но их высказывания о положении дел в бизнесе, как правило, неоптимистичны (предприниматели часто говорят о том, что все плохо в бизнесе вообще и в их бизнесе в частности). Об истоках этого алармизма поразмышлял Роман Бумагин. По его словам, алармизм может быть как референциальным (то есть отражающим реальное положение дел), так и контекстуальным (обусловленным ролью предпринимателя в коммуникации с исследователем, где последний воспринимается как ревизор). И чтобы эта коммуникация была плодотворной, исследователь должен знать язык предпринимателей и быть в состоянии оценить содержательность (либо ритуальность) их высказываний о возникающих в бизнесе трудностях.
«Грушинская конференция прежде всего – место встречи, куда съезжаются социологи со всей страны. Они встречаются, обнимаются, обсуждают исследовательские вопросы. Я с удовольствием пообщался со многими нашими Партнерами.На этой секции собрались настоящие профессионалы – пока еще небольшой круг людей, занимающийся изучением малого бизнеса. Что должны делать настоящие эксперты и профессионалы? По мнению философа и историка науки Джеральда Холтона, – корпеть над своими узкими делянками. Сегодня мы обменялись и насладились плодами с этих делянок, подзарядились идеями, которые обязательно реализуются как в новых проектах, так и в продолжении существующих. В общем, произошло взаимное насыщение и обогащение».
Роман Бумагин, руководитель коммуникационного развития партнерской сети инФОМа
В завершение секции руководитель отдела «Проекты» ФОМа Юлия Кот поделилась со слушателями лучшими практиками адаптации российских компаний к постоянно меняющимся условиям. Она отдельно остановилась на свойствах бизнесов, которые помогают им стать антихрупкими и пережить кризисы.
Исследование устойчивости отечественного бизнеса к вызовам внешней среды легло в основу книги «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус». Она в числе других изданий серии «Социология пандемии» была презентована на секции «Книжная зависимость», в рамках которой аудитории были представлены номинанты на Ежегодную социологическую книжную премию имени Бориса Грушина. Напомним, в этом году на премию номинируются все семь книг серии «Социология пандемии», шорт-лист будет объявлен в сентябре.