Графический дизайнер ФОМа Ольга Вийра – о работе, субъективности прекрасного и увлечении плотничеством
Предлагаю начать с разговора о работе. Какая из твоих задач за последние год-два – самая амбициозная и вдохновляющая?
Сложно выделить какую-то одну. Иногда появляются такие задачи, которые невозможно выполнить без амбиций. Хотя я считаю, что не только амбиции помогают решать сложные срочные задачи, но и подход, при котором каждый раз ставишь под сомнение объем приложенных усилий и границы своих возможностей: «А действительно ли это так уж трудно, как кажется сейчас?» Например, в прошлом году мы с моей коллегой, старшим специалистом по графическому дизайну Дарьей Чередовой, сделали видеоролики для Всероссийского кейс-чемпионата для школьников по экономике и предпринимательству, к съемкам которых я подготовилась буквально за пару дней и еще примерно за неделю мы предоставили максимально качественный результат в рамках обстоятельств. И он был бы невозможен без оперативного изучения основ процесса и технических нюансов.
В 2022 году ФОМ отмечал 30-летие, в процессе подготовки к которому было создано много креатива. Тогда мы разработали специальный юбилейный логотип компании, дизайн памятных подарков, праздничного выпуска газеты и опроса сотрудников. Само мероприятие, посвященное 30-летию, проходило в офисе. Мы придумали оформление пространства и навигацию в соответствии с тематическими зонами. Уже в день праздника я ездила по магазинам в поисках разных деталей для украшения офиса, собирала цветочные композиции, а непосредственно во время празднования наша небольшая команда дизайна вырезала афиши концерта Константина Калугина.
А что насчет Research Expo – главной отраслевой выставки, для которой ты обычно готовишь дизайн стенда ФОМа?
ФОМ всегда готовится к выставкам по части дизайна. Мы создаем запоминающиеся визуальные образы, нескучную раздатку. Каждый год мы придумываем новую тему стенда. Здесь всегда много работы по дизайну и иллюстрированию. Но если уж говорить о выставках, то я бы выделила книжную ярмарку Non/fiction, в которой ФОМ участвовал в декабре 2021 года. В ходе подготовки к ней было создано много смелых идей оформления стенда – не только вариантов оклейки панелей, но и концепций с применением трудоемких конструктивных решений.
С точки зрения дизайна как визуальной коммуникации в чем ты видишь свою задачу?
Передать зрителю необходимое сообщение при помощи визуальных средств, усилить его влияние на зрителя и сделать все это эстетично. В целом я стараюсь делать просто, понятно и стильно.
Как долго ты работаешь в ФОМе?
Я начала сотрудничать с ФОМом в 2014 году, после того как увидела объявление в группе фрилансеров в одной из соцсетей. В то время я занималась серией книг «с красным корешком», которая занимает видное место в нашей офисной библиотеке. Разработала дизайн блока этой серии, сверстала по нему практически все бумажные книги и EPUB-версии, а также написала руководство для других дизайнеров, как с нуля создать дизайн последующих книг серии. Несмотря на это мое имя в выходных данных почему-то не указали. (Смеется.)
После я создала лендинг проекта «Деловой мир Арктики», который реализовывался на площадке «КраудСпейс». С этой историей связан довольно забавный эпизод. В макете нужно было разместить фото и цитату Дмитрия Рогозина. В поисковой выдаче по имени присутствовали только фотографии Дмитрия Рогозина-политика, поэтому я без зазрения совести поставила его фото под цитатой. Никто тогда этот момент не прокомментировал, но потом я верстала книгу Дмитрия Рогозина-социолога и у меня появились сомнения... До сих пор остается тайной, чья именно цитата должна была быть на том сайте.
В 2019 году я вернулась в ФОМ уже в качестве штатного дизайнера. Когда я только появилась в ФОМе, то попала в типичную структуру группы дизайна, где есть менеджер, который аккумулирует запросы, и есть дизайнер, который занимается исключительно графическим дизайном. Со временем мой функционал значительно расширился, и теперь я не только выполняю функции графического дизайнера, но также занимаюсь веб-дизайном, для чего прошла курс в «Нетологии», анимацией, которую освоила с нуля самостоятельно. Также я анализирую процессы, связанные с дизайном в ФОМе, и предлагаю пути их отладки и оптимизации, подбираю исполнителей и взаимодействую с аутсорсерами в рамках реализации отдельных задач (например, создание книг серии «Социология пандемии»). Кроме того, я активно интегрируюсь в сферу видео и фотографии. Моя работа фотографом на 31-летии ФОМа была отмечена многими сотрудниками и профессиональными фотографами-репортажниками, у которых я консультировалась для того, чтобы показать лучший результат. Мой личный пример доказывает, что при желании в ФОМе можно практически безгранично развиваться.
Дизайнерам, более чем кому-либо, свойственно замечать прекрасное. Какие образы искусства или дизайна тебя вдохновляют?
Я не выбираю для себя идеал. Вообще дизайн, равно как изобразительное искусство, – это, с одной стороны, очень субъективная сфера, а с другой – в дизайне есть свои правила и законы, то есть просто полетом вдохновения художника его не назовешь. На мой взгляд, в визуальной сфере нет догматов, и каждый воспринимает красоту по-своему. В некоторых случаях, люди объединяются во мнении, что какой-то объект вызывает у них эмоциональный отклик. Поэтому и я не стану отрицать, что признанные гении изобразительного искусства создали бесспорные шедевры, равно как и то, что в среде дизайна есть свои столпы, с гениальностью и эстетической привлекательностью работ которых не поспоришь. Мне нравится все, что эстетически красиво.
А вот в современном искусстве часто на первое место выходят заложенные автором смыслы, которые учитывают временной, социокультурный контекст, и сообщение самого автора. Поэтому надо учиться не только оценивать канонические работы великих мастеров, но и читать между строк в работах современных художников и акционистов. Вот почему, например, мне нравится «Большая глина»*, хотя с точки зрения классического понимания эстетики она может показаться ужасной.
Большая глина – скульптура швейцарского художника Урса Фишера, олицетворяющая акт творения, созидания. Была установлена в 2021 году у центра современного искусства «Дом культуры ГЭС-2» и вызвала крайне неоднозначную оценку.
Знаю, ты активно занималась спортом и даже участвовала в забегах. С какими успехами?
Впервые я приняла участие в забеге в 2013 году. Моя подруга активно занималась бегом и, после того как я регулярно стала бегать, позвала меня поехать с ней и несколькими участниками бегового клуба Moskva River Runners на 10-километровый трейл в Никола-Ленивец по 30-градусной жаре. Кое-кто на дистанции падал в обморок, но мы выжили. После этого я продолжила бегать, но чаще в одиночку.
А в 2016 году, уже в Санкт-Петербурге, я попала в беговое сообщество, которое организовала компания Adidas. Там я познакомилась со множеством увлеченных бегом единомышленников. Мы занимались под руководством профессионального тренера по легкой атлетике, который гонял нас на двух-трехчасовых тренировках три раза в неделю в манеже и на Елагином острове, после чего мы, изможденные, расползались по домам. Иногда мы объединялись и ездили на забеги в разные интересные места, чтобы совместить спорт с осмотром достопримечательностей. Так я участвовала в забегах в Петрозаводске и в мраморном каньоне в Рускеале. Мы занимались бегом и этой же тусовкой проводили свободное время. Однажды мы собрались и помогли нашей подруге по бегу доделать ремонт в ее новой квартире на Петроградке – покрасили стены и заодно потусили с пиццей за просмотром «Дня радио».
Так присоединяйся к клубу «Бегущий ФОМ».
Выездные пробежки пока точно не для меня, поскольку у меня два питомца – басенджи и метис бордер-колли (эту собаку я взяла в приюте). Они тоже хотят бегать два раза в день минимум по часу. Да и спускаться в метро с собакой среднего размера на поводке запрещено. Так что я могу побегать с ними только в соседнем лесопарке. Правда, около года назад я все же участвовала с собакой в кроссе «Быстрый пес», во время которого все изрядно извозились в грязи Битцевского лесопарка (и это была изюминка этого трейла).
Впрочем, я не исключаю возвращения в более интенсивный ритм пробежек. В прошлом году в холодный период я регулярно бегала на дорожке в фитнес-клубе, который в 10 минутах от моего дома.
Так или иначе, в настоящее время мои активности локализованы в ближнем Подмосковье, где я живу. В Москву я приезжаю, чтобы, например, сходить в театр. За последние полгода я посмотрела несколько спектаклей: «Сережу» и «Бег» в МХТ Чехова, «Мертвые души» в Театре Вахтангова.
На твоей страничке в соцсети я заметил, что ты подписана на паблик «Романтика русских деревень». Интересуешься жизнью российской глубинки?
Да мне просто нравятся фотки в этом паблике. (Смеется.) Я люблю наблюдать за природой и за тем, как живут люди в разных местах. Поэтому, когда я путешествую, то гуляю не только по парадному центру, где обычно сосредоточены достопримечательности, но и по жилым районам. Поэтому мне нравится гулять во Владимире, Суздале, Рязани, городах Подмосковья, где можно встретить интересные образцы исторических зданий, а также дворы, внутри которых все еще сушится белье на веревках.
Да и за границей я всегда гуляю не только по нарядным центральным кварталам. Например, знаю, где в Париже недалеко от центра есть райончик, который очень похож на одну из развязок ТТК, а в Стамбуле могу показать квартал, где изготавливают паленые кроссовки модных брендов, красят ткани.
Прошлым летом было особенно много поездок по Подмосковью. Самая активная, во время которой я прошла более 20 км, – в Бородине, где я осматривала стелы и памятные монументы. В общем и целом прогулки – одно из моих многочисленных увлечений.
Каких, например?
Я смотрю фильмы на проекторе – от советской и мировой классики до современного фестивального кино. Иногда попадаются совсем уж необычные фильмы, вроде драмы «Сядь за руль моей машины», это японская интерпретация чеховского «Дяди Вани» по мотивам рассказа Харуки Мураками. Смотрю ролики на YouTube – Станислава Дробышевского и все, что связано с антропологией, каналы «Арзамас», «Архитектурные излишества», Design Prosmotr, Artplay Today и вообще видео про дизайнеров и архитекторов. А еще – канал «Правое полушарие интроверта» и всякий научпоп про теории образования Вселенной, путешествия исследовательских аппаратов к разным планетам, звезды и их циклы жизни, экзопланеты. Многое из того, что описывают ученые, человек не в состоянии увидеть, потому что объекты изучения находятся в бесчисленном количестве световых лет от Земли. Тем не менее, при помощи математического моделирования и других технологий получается осмыслить, на первый взгляд, неподвластные уму события и явления – и это впечатляет. Слушаю подкаст с лекциями Роберта Сапольски «Биология поведения человека» для студентов Стэнфорда. Читаю классику – люблю Чехова, Достоевского, Гоголя, Булгакова, Хемингуэя, Маркеса, Ремарка, Оруэлла, Хаксли, Лондона.
А еще я рисую: недавно закончила акварельные натюрморты с цветами и собираюсь написать акрилом абстрактный морской пейзаж при помощи мастихина. Плотничаю: сделала несколько ящиков и подставок для цветов. Выращиваю растения: в начале лета посадила семена из магазинного болгарского перца – мне было любопытно, взойдет ли из них что-то – собрала урожай перцев. Шью на машинке и вяжу на спицах, в процессе – свитер. Готовлю. Пеку.
Я перепробовала очень многое из того, что называют хендмейдом. И что радует, все получается на достойном уровне, а требования к эстетике – немаленькие. Иногда я могу сделать что-то из так называемой мужской работы по дому. Однажды «техночат» нашего ЖК в Telegram был шокирован тем, что я сама переставила дверцы холодильника, чтобы они открывались в другом направлении. Единственное, во что пока не хочется вникать, – это электрика. В этом деле слишком велика цена ошибки. Также хотелось бы пойти на вокал, доучить французский язык и восстановить немецкий. А еще хотелось бы, чтобы в сутках было больше 24 часов.